События года
1 | 12 октября 2011 г. логистический оператор Itella Logistics (ранее — НЛК) открыл складской терминал класса А в Екатеринбурге. Новый объект площадью 14 000 кв. м расположен в районе Новосвердловской ТЭЦ и предоставляет все основные виды логистических услуг: хранение, перевозку, маркировку, переупаковку, термоупаковку, а также страхование и электронную регистрацию грузов. На сегодняшний день терминал загружен почти на 60% и обслуживает четыре компании.
2 | В августе 2011 г. транспортная компания «Лорри» приобрела калининградского логистического оператора «Ролси‑Транс». После сделки доля участия «Лорри» в уставном капитале калининградской компании составила 100%, тогда как до покупки она была 20%. По словам Александра Трахтенберга, заместителя генерального директора по стратегическому развитию компании «Лорри», сделка позволила увеличить парк на 20 автомобилей. На сегодняшний день собственный автопарк «Лорри» насчитывает 395 автопоездов.
3 | В начале 2011 г. ГК «ИнтерТрансАвто» запустила новый проект — компанию IT Logistics, развитие которой было приостановлено в связи с экономическим кризисом. Компания будет заниматься внутрироссийскими и международными грузоперевозками железнодорожным, авиа-, морским и автомобильным транспортом. Дополнительно IT Logistics планирует оказывать услуги в сегменте складской логистики.
4 | Осенью 2010 г. в Екатеринбурге начал работу филиал Второй грузовой компании (ВГК), «дочки» РЖД, которая была зарегистрирована 24 сентября. Зоной ответственности филиала является полигон Свердловской железной дороги, расположенный на территории Свердловской и Тюменской областей, Ханты‑Мансийского и Ямало‑Ненецкого автономных округов, а также Пермского края. Генеральным директором ВГК назначен Виталий Евдокименко, а руководителем филиала в Екатеринбурге — заместитель генерального директора Михаил Шарин. На сегодняшний день парк ВГК насчитывает более 180 тыс. вагонов. Планируется, что к 2015 г. рыночная доля компании в грузообороте железнодорожного транспорта составит 22,5%.
Тренды года
1 | В 2010 г. по сравнению с 2009‑м рынок грузоперевозок Свердловской области увеличился. Так, по данным регионального министерства экономики, объем перевезенных грузов вырос на 8% и составил 231,5 млн т, а грузооборот достиг 193,3 т‑км, что на 3,5% выше, чем в 2009 г. Причем перевозки грузов выросли по всем видам транспорта, в частности, по железнодорожному — примерно на 10%, по автотранспорту — на 10‑12%.
2 | Тарифы на перевозки грузов всеми видами транспорта повышаются. Так, в 2010 г. тарифы РЖД на грузовые железнодорожные перевозки выросли на 9,4%, а с начала 2011 г. — на 8%. По прогнозам железнодорожные тарифы в 2012 и 2013 гг. поднимутся на 7,4 и 6,4% соответственно. А рост тарифов на автомобильные перевозки с начала 2011 г., по оценкам экспертов, уже составил более 10%.
3 | Доля автомобильного транспорта в общем объеме грузоперевозок растет. Так, если в начале 2010 г. внутри России она составляла около 40%, то сейчас уже приближается к 65%. Эксперты рынка утверждают, что это обусловлено в первую очередь постоянным повышением железнодорожных тарифов. Также на рост сегмента автоперевозок оказывают влияние скорость доставки грузов (на автотранспорте она выше) и возможность автоперевозчиков работать со сборными грузами.
4 | В Свердловской области наблюдается дефицит качественных складских площадей. Так, на сегодняшний день обеспеченность складскими площадями на 1 000 жителей составляет 21 кв. м, тогда как, например, во Франкфурте этот показатель равен 1 120 кв. м, а в Московской области — 243 кв. м. По оценкам комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, неудовлетворенный спрос на современные складские комплексы классов А и В составляет около 2 млн кв.м. Дефицит предложения эксперты объясняют крайне низким объемом ввода в эксплуатацию складских площадей за последние два года (в 2009 г. в эксплуатацию не было введено ни одного складского объекта, в 2010 г. было сдано 44 000 кв. м, а до конца 2011 г. должно быть сдано 71 500 кв. м).
5 | В 2011 г. начала увеличиваться ставка аренды складской недвижимости. На сегодняшний день ставка triple net в качественном сегменте складов составляет $90‑110 за кв. м/год, тогда как в 2010 г. этот показатель был примерно на 5‑10% ниже.
Прогнозы
Сергей Акимов
директор компании «АсстрА Урал»
На наш взгляд, сегодня наблюдается небольшой спад экономической активности. Из‑за нестабильности на финансовых рынках, скачков валют часть внешнеторговых контрактов была приостановлена. Это, в свою очередь, может привести к кризису на рынке транспортно‑логистических услуг в I п/г 2012 г. — транспорт будет простаивать из‑за нехватки грузов.
Александр Трахтенберг
заместитель генерального директора по стратегическому развитию компании «Лорри»
Необходимо готовиться к тому, что транспортно‑логистический рынок Свердловской области может значительно вырасти, причем как минимум в разы — за счет глобального перераспределения федеральных грузопотоков. Даже в случае некоторого спада объема грузоперевозок в целом, уральский рынок, с довольно высокой долей вероятности, не будет уменьшаться. Увеличится доля грузоперевозок автомобильным транспортом. Как минимум «пограничные» грузы будут переходить к автомобилистам. Скорее всего, будет расти грузооборот по сегменту ритейла. Не исключено, что рынок останется дефицитным с точки зрения предложения машин. Принимая во внимание потенциал Урала, нельзя полностью исключить приход сюда транспортно‑логистических компаний из других регионов, но даже в этом случае места хватит всем.
Александр Волик
руководитель ГК «ИнтерТрансАвто»
Строить прогнозы на будущее несколько сложно, поскольку Россия достаточно сильно интегрирована в мировое пространство и, как следствие, зависит от общеэкономической ситуации в мире. Но с большой уверенностью можно утверждать, что до следующих выборов президента РФ значительных потрясений не будет. Однако ситуация в Евросоюзе сильно накалена, и это может иметь самые непредсказуемые последствия. В ближайшее время нас ждет предновогодний коллапс, связанный с повышенным спросом на услуги перевозок. Конечно, это не сможет не сказаться на тарифах, рост которых составит, по разным оценкам, до 10%. А в январе 2012 г. спрос на услуги значительно упадет, и тарифы вернутся практически на прежний уровень. В 2012 г. планируется очередное повышение железнодорожных тарифов, за счет чего спрос на услуги грузоперевозок автотранспортом будет только расти. Уже сегодня, по оценкам экспертов, внутри России 65% грузов перевозятся именно автомобильным транспортом. В 2012 г. грузопотоки между региональными центрами будут стремительно расти.
Виталий Жуков
коммерческий директор региона Урал компании STS Logistics
Транспортно‑логистический рынок и Екатеринбурга, и Урала будет развиваться по тому же сценарию, что и российский рынок в целом. Если в индустриальном направлении случится кризис, то он потянет за собой и нас. При этом сегмент FMCG сильно не пострадает. На рынке намечалась тенденция выхода компаний из тени, но налоги на ФОТ и кризис остановили эти намерения. Если Россия вступит в ВТО, то уже в первом квартале 2012 г. мы увидим рост контейнерного импорта из Китая, автоимпорта из Европы, а также снижение экспорта готовой продукции в страны СНГ.
Участники
В ТОП-листе участвуют транспортно-экспедиторские компании, а также логистические операторы, в структуре оборота которых доля услуги ответхранения составляет не менее 25%. Соответственно участники разделены на две группы: транспортно-экспедиторские и логистические компании. Транспортно-экспедиторские компании, в свою очередь, разделены на три сегмента: осуществляющие перевозку разными видами транспорта, работающие в сфере автомобильных перевозок и занимающиеся авиаперевозками. В ТОП-лист включены компании Екатеринбурга и Свердловской области, а также филиалы федеральных операторов, действующие на территории Свердловской области. Иногородние компании предоставили данные по филиалам в Екатеринбурге.
Как проводился отбор участников
На первом этапе специалисты аналитической группы«ДК» проанализировали открытые источники. На основании полученных данных был определен круг компаний, которым было предложено предоставить информацию для участия в ТОП-листе. На втором этапе специалисты «ДК» разослали компаниям анкеты, в которых запрашивались конкретные характеристики деятельности. Полученная информация была перепроверена.
По каким показателям ранжируются участники
Основной ранжирующий показатель для группы транспортно-экспедиторских компаний — оборот от перевозки грузов в 2010 г., млн руб., для группы логистических компаний — оборот от складской логистики в 2010 г., млн руб.
Дополнительные показатели для ранжирования — объем грузоперевозок в 2010 г., т; совокупный оборот в 2010 г., млн руб.; общая площадь складов, кв. м.
Принятые сокращения
В/р — вне ранжирования, т. е. компания не предоставила данные, но, по оценкам экспертов, входит в число крупнейших игроков рынка.
Н/д — нет данных, т. е. компания не предоставила данные.
Автор
ТОП-лист подготовила Елена Казанцева.
ТОП-13 транспортно-экспедиторских компаний
Перевозки грузов разными видами транспорта | |||||||||||||||
Оборот от перевозок грузов в 2010 г., млн руб. |
Структура оборота от перевозок грузов по виду транспорта в 2010 г., млн руб. |
Структура оборота
|
Кол-во городов присутствия компании
|
Кол-во штатных сотрудников в Екатеринбурге
|
Город, где находится головной офис |
Год начала работы в Екатеринбурге |
Телефон, сайт | ||||||||
Железнодорожные перевозки |
Автомобильные перевозки |
Авиаперевозки |
Мультимодальные перевозки |
Другое |
Внутригородские |
Внутрироссийские |
Международные | ||||||||
1 |
«Желдорэкспедиция» Тушин Николай Андреевич |
1 038,4 |
1 030,5 |
7,9 |
0 |
0 |
0 |
0% |
39% |
61% |
10 |
80 |
Екатеринбург |
2001 |
тел. 372-62-03 |
|
2 |
«ТрансКонтейнер на СвЖД» Васильев Сергей Юрьевич |
1 029,4 |
н/д |
н/д |
0 |
0 |
0 |
н/д |
н/д |
н/д |
149 |
245 |
Москва |
2006 |
тел. 380-12-45 |
|
3 |
«Уралтранс» Тушин Николай Андреевич |
797,5 |
755,8 |
41,2 |
0,5 |
0 |
0 |
2% |
97% |
0% |
21 |
н/д |
Екатеринбург |
1992 |
тел. 214-35-55 |
|
4 |
«Урал-Контейнер» Тушин Николай Андреевич |
247,8 |
247,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5% |
85% |
10% |
38 |
150 |
Екатеринбург |
1997 |
тел. 214-35-05 |
|
5 |
«АсстрА Урал» Акимов Сергей Александрович |
153,5 |
65,8 |
28,2 |
0 |
59,5 |
0 |
0% |
6% |
94% |
6 |
27 |
Цюрих |
2003 |
тел. 376-64-81 |
|
в/р |
Вторая грузовая компания Евдокименко Виталий Михайлович |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Екатеринбург |
2010 |
тел. 358-43-57 |
|
в/р |
Первая грузовая компания Кущенко Виталий Степанович |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Москва |
2008 |
тел. 380-53-20 |
|
Автомобильные перевозки | ||||||||||
Оборот от перевозок грузов в 2010 г., млн руб. |
Структура оборота от перевозок грузов по направлениям в 2010 г. |
Кол-во городов присутствия компании в РФ на 01.10.11 |
Кол-во штатных сотрудников в Екатеринбурге на 01.10.11 |
Город, где находится головной офис |
Год начала работы в Екатеринбурге |
Телефон, сайт | ||||
Внутригородские |
Внутрироссийские |
Международные | ||||||||
1 |
«Лорри» Ступак Юрий Дмитриевич |
1 472,5 |
0% |
40% |
60% |
9 |
617 |
Екатеринбург |
1929 |
тел. 253-61-00 |
|
2 |
«Т-Профи.ру» Селезнева Елена Анатольевна |
198,6 |
60% |
40% |
0% |
1 |
36 |
Екатеринбург |
2005 |
тел. 290-16-62 |
|
3 |
«АВС Автотранс»1 Тазытдинов Хакимжан Рахимович |
100 |
н/д |
н/д |
н/д |
1 |
н/д |
Екатеринбург |
2000 |
тел. 327-12-65 |
|
4 |
«Автоколонна 1212»2 Шавзис Сергей Семенович |
73,7 |
н/д |
н/д |
н/д |
1 |
1672 |
Екатеринбург |
1962 |
тел. 341-56-32 |
|
5 |
«ИнтерТрансАвто» Тимошенко Андрей Александрович |
70 |
49% |
51% |
0% |
1 |
14 |
Екатеринбург |
2004 |
тел. 344-51-01 |
|
Авиаперевозки | ||||||||||
Оборот от перевозок грузов в 2010 г., млн руб. |
Структура оборота от перевозок грузов по направлениям в 2010 г. |
Кол-во городов присутствия компании в РФ на 01.10.11 |
Кол-во штатных сотрудников в Екатеринбурге на 01.10.11 |
Город, где находится головной офис |
Год начала работы в Екатеринбурге |
Телефон, сайт | ||||
Внутригородские |
Внутрироссийские |
Международные | ||||||||
1 |
«Авиакон Цитотранс» Савельев Валерий Борисович |
2 219,5 |
0% |
7,5% |
92,5% |
1 |
260 |
Екатеринбург |
1995 |
тел. 379-22-35 |
|
1 Данные «СПАРК-Интерфакс». 2 Данные годового отчета за 2010 г.
топ-4 Логистических оператора
Оборот от складской логистики в 2010 г., млн руб. |
Структура оборота от складской логистики в 2010 г., млн руб. |
Объем переработанных грузов в 2010 г., т |
Кол-во штатных сотрудников в Екатеринбурге на 01.10.11 |
Город, где находится головной офис |
Год начала работы в Екатеринбурге |
Телефон, сайт | ||||
Ответхранение |
Сдача в аренду складских площадей |
Другое | ||||||||
1 |
«СТС Логистикс»,
Мошков Тимофей Николаевич |
183,6 |
41,5 |
98 |
44,1 |
н/д |
175 |
Москва |
2006 |
тел. 383-13-77 |
|
2 |
«ЛогИнУрал» Гимаев Эмзар Ришатович |
81 |
71 |
10 |
0 |
116 956 |
213 |
Екатеринбург |
2006 |
тел. 351-05-00 |
|
в/р |
Itella Logistics (НЛК) Герасимчик Сергей Николаевич |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
100 |
Хельсинки |
2002 |
тел. 272-07-30 |
|
в/р |
«Кинетика» Калистратов Константин Геннадьевич |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Екатеринбург |
2007 |
тел. 278-89-60 |
|
Лидеры по объему грузоперевозок*
Перевозки грузов разными видами транспорта | ||||||||||
Объем грузоперевозок в 2010 г., т |
Структура объема грузоперевозок по виду в 2010 г., т |
Структура грузоперевозок
|
Объем грузоперевозок в I п/г 2011 г., т | |||||||
Ж/д перевозки |
Автомобильные перевозки |
Авиаперевозки |
Мультимодальные перевозки |
Другое |
Перевозки собственным транспортом |
Экспедирование | ||||
1 |
«ТрансКонтейнер на СвЖД» |
1 848 000 |
н/д |
н/д |
0 |
0 |
0 |
509 000 |
1 339 000 |
н/д |
2 |
«Желдорэкспедиция» |
714 400 |
697 000 |
17 400 |
0 |
0 |
0 |
17 400 |
697 000 |
287 480 |
3 |
«Урал-Контейнер» |
168 868 |
168 868 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
168 868 |
337 114 |
4 |
«АсстрА Урал» |
13 560 |
3 280 |
5 380 |
0 |
4 900 |
0 |
0 |
13 560 |
8 540 |
Объем грузоперевозок в 2010 г., т |
Структура грузоперевозок в 2010 г., т |
Объем грузоперевозок в I п/г
| |||
Перевозки собственным транспортом |
Экспедирование | ||||
Автомобильные перевозки | |||||
1 |
«Лорри» |
358 000 |
179 000 |
179 000 |
175 500 |
2 |
«Автоколонна 1212»** |
214 300 |
н/д |
н/д |
н/д |
3 |
«ИнтерТрансАвто» |
80 000 |
9 000 |
71 000 |
50 000 |
4 |
«Т-Профи.ру» |
23 400 |
0 |
23 400 |
12 178 |
Объем грузоперевозок в 2010 г., т |
Структура грузоперевозок в 2010 г., т |
Объем грузоперевозок в I п/г
| |||
Перевозки собственным транспортом |
Экспедирование | ||||
Авиаперевозки | |||||
1 |
«Авиакон Цитотранс» |
13 936 |
13 936 |
0 |
6 124,4 |
Логистические операторы | |||||
1 |
«ЛогИнУрал» |
64 622 |
61 475 |
3 147 |
44 704 |
2 |
«Кинетика» |
63 450 |
59 136 |
4 314 |
27 334 |
3 |
Itella Logistics (НЛК) |
36 000 |
26 000 |
12 000 |
42 000 |
* В таблицу включены компании, которые предоставили данные по объему грузоперевозок. ** Данные годового отчета за 2010 г.
Лидеры по совокупному обороту*
Перевозки грузов разными видами транспорта | ||||||||
Совокупный оборот в 2010 г., млн руб. |
Структура совокупного оборота в 2010 г., млн руб. |
Совокупный оборот в I п/г 2011 г., млн руб. | ||||||
Перевозки |
Складская логистика |
Таможенные услуги |
Экспедирование |
Другое | ||||
1 |
«ТрансКонтейнер» |
1 453 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
2 |
«Желдорэкспедиция» |
1 051,5 |
1 024,3 |
2 |
0 |
14,2 |
11 |
594,5 |
3 |
«Уралтранс» |
798,3 |
797,5 |
0,8 |
0 |
0 |
0 |
518,3 |
4 |
«Урал-Контейнер» |
247,8 |
247,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
275,3 |
5 |
«АсстрА Урал» |
156,5 |
0 |
0 |
0 |
153,5 |
3 |
117,7 |
Автомобильные перевозки | ||||||||
Совокупный оборот в 2010 г., млн руб. |
Структура совокупного оборота в 2010 г., млн руб. |
Совокупный оборот в I п/г 2011 г., млн руб. | ||||||
Перевозки |
Складская логистика |
Таможенные услуги |
Экспедирование |
Другое | ||||
1 |
«Лорри» |
1 641,6 |
926,7 |
0 |
0 |
545,8 |
169,1 |
1 006 |
2 |
«Т-Профи.ру» |
198,6 |
0 |
0 |
0 |
198,6 |
0 |
115 |
3 |
«АВС Автотранс» |
100 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
н/д |
4 |
«Автоколонна 1212» |
73,7 |
73,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
н/д |
5 |
«ИнтерТрансАвто» |
70,5 |
5,4 |
0 |
0 |
64,6 |
0,5 |
39,7 |
Авиаперевозки | ||||||||
Совокупный оборот в 2010 г., млн руб. |
Структура совокупного оборота в 2010 г., млн руб. |
Совокупный оборот в I п/г 2011 г.,
| ||||||
Перевозки |
Складская логистика |
Таможенные услуги |
Экспедирование |
Другое | ||||
1 |
«Авиакон Цитотранс» |
2 219,5 |
2 219,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
937 |
Логистические операторы | ||||||||
Совокупный оборот в 2010 г., млн руб. |
Структура совокупного оборота в 2010 г., млн руб. |
Совокупный оборот в I п/г 2011 г., млн руб. | ||||||
Перевозки |
Складская логистика |
Таможенные услуги |
Экспедирование |
Другое | ||||
1 |
«СТС Логистикс», филиал в В. Пышме |
262 |
77,2 |
183,6 |
1,2 |
0 |
0 |
107,3 |
2 |
«ЛогИнУрал» |
135,3 |
45,8 |
81 |
0 |
2,4 |
6,1 |
89,2 |
* В таблицу включены компании, которые предоставили данные по совокупному обороту.
Лидеры по складским площадям
Общая площадь складов, кв. м |
Складская площадь, находящаяся в собственности на 01.10.11, кв. м |
Складская площадь, находящаяся в долгосрочной аренде на 01.10.11, кв. м |
Характеристика склада |
Общее кол-во палето-мест |
Кол-во компаний-поклажедателей на 01.10.11 |
Средняя загрузка склада в I п/г 2011 г. |
Кол-во складов |
Местонахождение складов | ||||
Кол-во/тип ворот |
Высота потолков, м |
Максимально возможная нагрузка на 1 кв. м пола, т | ||||||||||
1 |
«ЛогИнУрал» |
21 213 |
0 |
21 213 |
18 / автоматические доки |
12 |
6 |
22 068 |
37 |
93% |
1 |
В. Пышма, пос. Залесье, пр. Индустриальный, 1, стр. 2 |
2 |
«Кинетика» |
20 500 |
0 |
20 500 |
17 / автоматические1; 10 / автоматические2 |
91; 122 |
61; 62 |
26 800 |
9 |
95%1 / 70%2 |
2 |
Кольцово, логопарк «Пышма» |
3 |
«СТС Логистикс», филиал
|
19 000 |
0 |
19 000 |
15 / автоматические2;
|
132 / 73 |
82 / 63 |
17 500 |
27 |
89%1 / 90%2 |
2 |
Логопарк «Пышма», «Уралбытхим» |
4 |
Itella Logistics (НЛК) |
14 000 |
14 000 |
0 |
12 / док |
14 |
8 |
20 000 |
4 |
60% |
1 |
Екатеринбург, р-н Новосвердловской ТЭЦ |
1 Склад в Кольцово. 2 Склад в логопарке «Пышма». 3 Склад «Уралбытхим».