Страхование

Виды страхования при грузоперевозках можно разделить на три категории:

  1. Страхование гражданской ответственности перевозчика
  2. Страхование гражданской ответственности экспедитора
  3. Страхование груза

Первые два можно условно объединить в одну группу. Принципиальное отличие заключается в том, что в первых двух случаях страхуется гражданская ответственность юридического лица, а в последнем — непосредственно сам груз.

В соответствии с ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», «Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Следует отметить, что многие риски, среди которых противоправные действия третьих лиц (разбой, хищения, мошенничество), погодно-климатические условия и другие не попадают под ответственность перевозчика/экспедитора.

Так, например, если машина с грузом пропадет, грузовладелец рискует остаться без какой либо компенсации. Или если перевозимому грузу нанесен ущерб в результате ДТП, которое произошло не по вине перевозчика, рассчитывать на возмещение убытка также не приходится.

Самыми страшными рисками для участников рынка по-прежнему остаются случаи мошенничества – пропажи транспортного средства с грузом и (или) получение груза по подложным документам. И если ещё совсем недавно многие Страховые компании принимали данные риски, то после вступления в законную силу решения верховного арбитражного суда, страховщики словно побежали с этого рынка.


За короткий срок крупные страховые компании одна за другой стали отказываться от данного вида страхования как необоснованно рискового, тогда как другие стали менять условия и тарифы. Мы гордимся тем, что за восемь лет работы у нас не было ни одного случая обращения в Страховую компанию, однако после двух лет работы мы получили отказ от СК «Цюрих.Ритейл», затем от СК «ЮГОРИЯ» и уже позднее от нас отказалась СК «ГУТА Страхование».


В настоящее время можно по пальцам пересчитать компании, которые берут под защиту данные риски, однако бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Так как риски возросли, увеличились и требования по отказам в выплате, причем порой эти требования просто невыполнимы. Наряду с этим поднялись и страховые премии. В итоге страхование ответственности смогли позволить себе только крупные игроки, тогда как остальные ограничились «пропускными билетами на тендер» – полисами с минимальным набором невостребованных рисков.


Страховые компании стали активно предлагать транспортным операторам страховать грузы, причем за свой счет. Эти предложения сейчас активно предлагаются на рынке, тогда как с правовой точки зрения они весьма спорны, а точнее сказать незаконны. Страховать груз и оплачивать такие расходы может только собственник груза, тогда как экспедитор (перевозчик) не является собственником груза даже на период перевозки. С точки зрения необходимых и достаточных гарантий это застрахованный груз + застрахованная ответственность Экспедитора.


Причем можно застраховать не весь груз, а только его часть как, например, керамические изделия при перевозке ванных комнат. В случае если вы примете решение страховать груз или работать с ТК, чья ответственность застрахована, настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с условиями договора страхования груза (ответственности) и правилами страхования груза (ответственности Экспедитора). Вы будете очень удивлены, когда узнаете требования страховой компании и исключения из страхового покрытия.


Страхование


Возврат к списку