Главная Полезная информация Обзор рынка СМИ о нас Кто везет бизнес? Деловой квартал Екатеринбург № 19 (925)

Кто везет бизнес? Деловой квартал Екатеринбург № 19 (925)

Кто везет бизнес? Деловой квартал Екатеринбург № 19 (925)

Татьяна Петрова

Складывающуюся ситуацию на рынке грузоперевозок транспортные компании оценивают как малоблагоприятную для развития и наращивания возможностей. Турбулентность рынка, низкий уровень рентабельности ведущие игроки компенсируют оптимизацией собственных издержек, поиском комплексных решений в сфере логистики.

Транспортники и логисты обеспокоены: в целом по рынку наблюдается снижение объема перевозок. Причин тому несколько. «На объеме импортного грузопотока негативно сказалась нестабильность курса рубля, его ощутимое падение по отношению к евро. Никому на пользу не идет политическая напряженность в отношениях между Европой и Россией», - поясняет Сергей Акимов, директор филиала компании «АсстрА». В итоге - усиление конкурентной борьбы за оставшиеся объемы международных перевозок, тотальное падение уровня рентабельности. Еще одна важная тенденция - укрупнение участников рынка транспортно-логистических услуг. «Дело в том, что только крупной компании с внушительными ресурсами под силу показывать существенную динамику роста, развивать одновременно несколько направлений деятельности и при этом повышать уровень сервиса», - говорит Сергей Сажко, директор уральского филиала «ФПК-Логистика». Он утверждает: требования клиентов к качеству транспортных услуг постоянно растут, что вынуждает игроков наращивать свою сервисную составляющую. «Что касается сложностей в работе, хочу отметить трудности, которые зачастую возникают при работе с новыми клиентами. Многие компании среднего масштаба не имеют в своем составе специалиста-логиста, в полной мере владеющего информацией о специфике железнодорожного транспорта. В результате приходится зачастую «вытягивать» из клиента информацию, необходимую нам для выполнения заказа», - добавляет г-н Сажко. Татьяна Черепанова, исполнительный директор по Уральскому региону компании «ЖелДорЭкспедиция», считает: положение дел в отрасли осложняет тот факт, что рынок транспортных услуг «слегка перенасыщен». Поэтому неудивительно, что многие действующие и потенциальные заказчики жалуются на нестабильность, некоторую неразбериху, им трудно найти четкие и понятные ориентиры, выбрать действительно стоящего партнера. Для удержания своей доли рынка, для противостояния жесткой конкуренции перевозчикам приходится завлекать клиентов индивидуальными условиями, акциями, скидками.

Рост перевозок замедлился - демпинг вырос Экономический спад корректирует объемы спроса и предложения на складском рынке в сторону их уменьшения. Однако если заглянуть за «горизонт кризиса» и посмотреть на будущее рынка складской логистики, то становится очевидным, что городу и региону по-прежнему нужны многофункциональные логистические центры, удовлетворяющие потребности как федерального, так и регионального бизнеса. «Нужны пакеты сервисов, включающие набор грузоперерабатывающих, дистрибьюторских, формационных, консалтинговых, а литических, сервисных и коммерческих услуг. На вопрос: «Чего сейчас не хват рынку?» я отвечу так: координации между всеми субъектами складской и транспортной логистики», - поясняет ев позицию Сергей Сажко. А вот г-н Акимов считает, что на сегодня мощности транспортно-логистических центров ответствуют объемам перевозок и наращивать их, по крайней мере, в обозримой перспективе, нецелесообразно. Снизившаяся до уровня себестоимости рентабельность не является стимулом для инвестиций в строительство новых логистических комплексов. В чем эксперты единодушны, так это в том, что рынку не хватает активности и роста грузопотоков. А вот чего на нем с избытком, так это демпинга. К нему представители сильных компаний предлагают относиться как к «неизбежному злу», то есть философски и спокойно. Тем более что в итоге дальновидные клиенты все равно выбирают не тех, кто готов дать запредельно низкий тариф, а тех, кто способен обеспечить надежность и стабильность, — важны опыт, репутация, технологические возможности и ресурсы перевозчика. «Ценовой демпинг в сфере транспортно-логистических услуг случается очень часто, — подтверждает г-жа Черепанова. — Я отношусь к нему, перефразируя классиков, как к реальности, данной нам в неприятных ощущениях. Вызывает интерес природа демпинга. Что это? Результат очень грамотных и удачных логистических решений или хороший запас финансовой прочности? И то и другое вызывает уважение и профессиональную зависть». Г-н Сажко считает, что демпинг не приемлем для крупных компаний с внушительными ресурсами. Есть иные способы борьбы за клиента, самые действенные из которых — качество обслуживания, уровень подготовки кадров. «ФПК-Логистика» еженедельно производит мониторинг рынка транспортно-логистических услуг, на основании которого можно сделать вывод о том, что тарифная политика ключевых игроков рынка устоялась. Да, без сомнения, часть компаний проводит определенные акции для своих клиентов. Но они носят не систематический характер, их нельзя назвать демпингом, это не что иное, как способ борьбы за клиента», —поясняет свою позицию эксперт. Александр Волик, руководитель Группы компаний «ИнтерТрансАвто», говорит, что в его компании уже давно не обращают внимание на проблемы, связанные с демпингом. «ИнтерТрансАвто» работает с крупнейшими налогоплательщиками УрФ0. Объемы перевозок таких компаний порой достаточно масштабны. Можно предложить значительно заниженный тариф по одной, двум, ... пяти перевозкам, но это абсолютно невозможно, когда речь идет о десятках, а то и сотнях рейсов ежемесячно. Не так давно руководитель одной очень крупной компании на очередной встрече признался, что уже давно не мониторит тарифы, так как знает, что наши цены действительно ниже рынка и мы всегда работаем честно. Именно ради таких моментов и стоит работать», — подчеркивает г-н Волик.

Операторы оптимизируют ресурсы Спад в отрасли заставляет операторов по-новому подходить к выстраиванию бизнес-процессов. Так, например, компания «АсстрА» , почувствовав интерес клиентов к комплексным логистическим решениям, предложила новые пакеты услуг. Один из них: транспорт таможня. Приобретая комплекс, клиенты получают одну из составляющих пакета бесплатно. В компании развиваются новые проекты, направленные на узкую специализацию в конкретном сегменте рынка: «АсстрА Газ Логистикс» (перевозки сжиженных газов), «АсстрА Спиритс» (перевозки алкогольной продукции) и «Асстра Фарма» (перевозки лекарственных средств и медицинского оборудования). Таким образом, предприятие оптимизирует издержки, используя имеющиеся в ее распоряжении ресурсы: выстраивает цепочки поставок, разрабатывает решения, позволяющие снизить расходы на логистику. Одно из важных событий этого года - переход на новую корпоративную информационную систему на базе Огасlе, которая, как ожидается, откроет новые возможности в расширении автоматических сервисов для клиентов, автоматизации внутренних процессов, позволит повысить качество и снизить затраты. «Все это в комплексе дает компании повод для оптимизма. Хоть год в целом и обещает быть очень трудным, «АССтрА» рассчитывает на положительный финансовый результат» , - де-лает вывод Сергей Акимов. Несмотря на стагнацию в экономике и транспортной отрасли в частности, другой игрок сферы транспортных услуг -компания «ИнтерТрансАвто» - отметила в прошлом году увеличение отгрузок более чем на 12% по сравнению с прошлым периодом. Такая же динамика сохраняется и в 2014 г. «Думаю, что мы обеспечим рост не менее 15% в этом году, если, конечно, геополитическая ситуация в мире не спутает наши планы», - прогнозирует Александр Волик. Сейчас предприятие внедряет новый сервис по телефонии и программному обеспечению, что позволит сократить время на обработку заявок и значительно упростить коммуникации с партнерами. «Я часто люблю сравнивать нас с солдатами, так как все, что нам нужно, - это четко поставленная задача. Ну и своевременное выполнение обязательств по оплате рейсов, конечно!», - говорит г-н Волик. В этом году «ИнтерТрансАвто» отметило десятилетие, в 2013-ом предприятию было присвоено почетное звание «Лидер РОССИИ», 9 место рейтинга среди предприятий отрасли и почетное звание «Предприятие высокой организации бухгалтерского учета». «ИнтерТрансАвто» удостоено наград по таким значимым показателям финансово-хозяйственной деятельности, как «Оборотные активы», «Краткосрочные обязательства», «Баланс предприятия», «Выручка» , «Чистая при-быль» и др.

Ставку на технологичность делает «ФПК-Логистика». Чтобы наладить эффективный электронный учет перемещения грузов и денежных средств, предприятие использует программное обеспечение, разработанное на базе программы «1С», с внедрением дополнительных блоков, решающих конкретные информационные задачи. В компании используется мобильная система навигации, позволяющая в оперативном режиме отслеживать местоположение почтово-багажных вагонов, контейнеров, автотранспорта, контролировать движение в рамках расписания. Для клиентов всегда доступна форма обратной связи, в том числе и через сайт компании. Все машины «ЖелДорЭкспедиции» имеют блоки транспортного мониторинга, которые позволяют отслеживать сам транспорт и груз. Операционные службы пользуются территориально распределенным программно-аппаратным комплексом управления грузоперевозками ТРАНСНЕТ с поддержкой логистических и САМ-функций. Эта программа - собственная разработка компании, в которой отражается вся информация с момента поступления заявки до выдачи груза клиенту.

Перевозки в новых направлениях . В апреле этого года «ЖелДорЭкспедиция» начала оказывать услугу адресной доставки сборных грузов в направлении Симферополя. «Так мы отметили присоединение к России Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Курировать отправки в Симферополь будет наш филиал в Краснодаре как один из ближайших к переправе через Керченский пролив. Кроме того, у нас введен в действие современный распределительно-сортировочный комплекс в Александрове, что позволяет полноценно оказывать услугу по доставке почтовых отправлений», - рассказывает Татьяна Черепанова. Отметим, что «ЖелДорЭкспедиция» располагает собственным железнодорожным подвижным составом пассажирского типа, в ее распоряжении более 600 вагонов, для обслуживания которых введено в эксплуатацию частное вагоноремонтное депо. Автопарк компании состоит из 1 400 единиц грузового автотранспорта. «Планов на этот году нас громадье: открытие новых погрузочных площадок, расширение географии, строительство нового распределительно-сортировочного комплекса в Екатеринбурге. Надеемся увеличить выручку по сравнению с прошлым годом не менее чем на 30%», - прогнозирует г-жа Черепанова. В этом году компания «ИнтерТрансАвто» значительно увеличила объемы перевозок в Казахстан и Узбекистан, а вот по Украине отгрузки были приостановлены. Колоссальную работу по открытию новых направлений провела в последнее время компания «ФПК-Логистика». На карте отгрузок появились: Лабытнанги, Вор-кута, Инта, Печора, Сосногорск, Ухта, Кот-лас, Нерюнгри, Приобье, Новый Уренгой, Северобайкальск, Тында. «Сейчас можно выделить два основных направления в перевозках из Екатеринбурга и Перми, это восточное - Приморский, Хабаровский края, западное - Московский регион и вновь созданный субъект федерации - Республика Крым. Наша компания одна из первых откликнулась на изменения и открыла для своих клиентов это направление», - говорит г-н Сажко. Стоит добавить, что «ФПК-Логистика» располагает собственным парком багажных вагонов, в количестве 288 единиц. Конкурентным преимуществом компании является мультимодальность перевозочного процесса. Предприятие организует перевозки грузобагажа как в багажных вагонах в составах поездов ОАО «ФПК», так и в контейнерах, грузовых вагонах, с помощью автотранспорта. Среди клиентов «ФПК-Логистика» есть как крупные российские компании, управляющие продажами известных брендов, так и отечественные производители, торговые сети, дистрибьюторы, физические лица. Что касается планов, то в этом году «ФПК-Логистика» намерена занять 20% долю рынка грузобагажных перевозок (200 тыс. т), увеличить производственные мощности, расширить географию доставки, выйти на новые целевые рынки.

Смотрите так же

"Мы уже давно не обращаем внимания на демпинг"

Полное интервью Александра Волика журналу ДК в рамках подготовки данной статьи


Возврат к списку