Главная Полезная информация Обзор рынка СМИ о нас Логистические решения. Движение к совершенству. Конференция журнала Деловой Квартал

Логистические решения. Движение к совершенству. Конференция журнала Деловой Квартал

Логистические решения. Движение к совершенству. Конференция журнала Деловой Квартал

22 февраля 2006г. в Екатеринбурге прошла городская конференция журнала «Деловой Квартал», на которой были рассмотрены следующие вопросы:
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ ПРИ АУТСОРСИНГЕ
Стремительное развитие рынков, ужес­точение конкуренции, рост требований к качеству обслуживания ставят перед компаниями новые вызовы и задачи. Компании всё больше уделяют внимание совершенствованию процессов формирования добавочной стоимости - от поставки сырья до сервисного обслуживания конечно­го потребителя.
Требования, предъявляемые к логистике крупных и средних произ­водственных и торговых компаний, постоянно растут. Изначально логистика включала в себя три основ­ные составляющие: транспорт, склад и таможню. Од­нако сейчас она все более трансформируется в понятие «управление цепью поставок», или, как еще говорится, «это «искусство» управления материальными и со­путствующими (информационными, финансовыми) потоками от поставщика до потребителя и обратно с минимальными издержками». Под управлением це­почкой поставок все более и более признается интеграция ключевых бизнес-процессов по всей цепи поставок.
Развитие российского рынка логистических услуг, как и развитие многих других российских рынков, имеет свои национальные особенности. Здесь сосу­ществуют современные логистические комплексы и старые неотапливаемые ангары, профессиональное управление цепями поставок и управление процесса­ми на «коленке», современный автотранспорт и нераз­витая транспортная инфраструктура.
Тем не менее, процесс не стоит на месте, рынок про­ходит стадию становления и быстрого развития, уве­личивается число компаний, предоставляющих качественные услуги.
Оптимизация процессов управления цепями пос­тавок в компаниях может идти различными путями: можно развивать процессы самостоятельно, используя собственные ресурсы компании, а можно привлечь профессионального логистического провайдера.
Достаточно сложно провести четкую грань между тем, когда компании выгоднее заниматься логистикой самостоятельно, а когда лучше полностью передать эту составляющую бизнеса на аутсорсинг. Это два принци­пиально разных пути развития, каждый из которых имеет право на существование, более того, существует и симбиоз, когда какая-то часть операций передает­ся логистическому провайдеру, а другой частью про­должает заниматься сама компания. Соответственно решение о том, какой путь выбрать, принимается в первую очередь исходя из экономической целесообраз­ности.
Все большее количество компаний осознает преимущества передачи логистических процессов на аутсорсинг, отсюда и повыше­ние спроса на услуги профессионалов в области логис­тики.
Основные преимущества аутсорсинга логистичес­ких процессов:
• концентрация на основном бизнесе;
• повышение скорости адаптации к изменениям на рынках;
• сокращение финансовых рисков;
• сокращение издержек на логистическую часть бизнеса;
• удобство при планировании и управлении за­пасами.
Предоставляя широкий спектр услуг, современные логистические провайдеры способны предложить как аутсорсинг отдельных задач, так и комплексные логис­тические решения для практически любого типа биз­неса.
С другой стороны, существует целый ряд трудно­стей, которые пока не позволяют сказать, что аутсор­синг в России стал обычной практикой.
Основными причинами, сдерживающими рост, являются:
• отсутствие на рынке достаточного количества крупных логистических провайдеров, способных предоставить полный комплекс логистических услуг соот­ветствующего качества;
• отсутствие на рынке достаточного количества логистических провайдеров, специализирующихся на нестандартных с точки зрения логистики сегментах рынка (одежда, канцтовары, книги, охлажденные про­дукты и др.);
• невысокий уровень доверия к сторонним ком­паниям;
• невозможность комплексной интеграции большинства логистических провайдеров в структуру компании-клиента из-за несоответствия технических и информационных стандартов;
• по мнению многих потенциальных клиентов аутсорсинга, - достаточно высокая стоимость услуг,
принято считать, что собственная логистика может об­ходиться дешевле (тут следует отметить, что далеко не
всегда для собственной логистики ведется корректный расчет бюджета, не учитываются скрытые логистические издержки, не просчитывается упущенная выгода и возможные потери, не учитывается стоимость «замороженных средств»);
• нехватка складских площадей высокого клас­са, нехватка подходящих земельных участков для строительства;
• необходимость значительного инвестирования средств;
• недостаток квалифицированного персонала;
• неразвитая транспортная инфраструктура.
В России, как и во всем мире, значительная часть круп­ных компаний передают или рассматривают возможность передачи своих логистических процессов на аутсорсинг сторонним компаниям, специализирующимся на логис­тике (P&G, Ford, METRO, Auchan, «Эльдорадо», Danon и др.). Другая часть крупных компаний развивает свои собс­твенные логистические проекты («Копейка», «Пятерочка», «Виктория», ВБД, IKEA, «Перекресток», «Лаверна», «Спорт-Мастер» и др.). Как мы видим, в качестве примеров с обеих сторон приведены известные и уважаемые компании, до­бившиеся сильных позиций в своих сферах деятельности, что еще раз подтверждает право на существование обеих моделей.
Тем не менее, все большее число крупных компаний, развивавших собственные логистические проекты, пересматривают свою стратегию и изучают возможности передачи своих логистических процессов на управле­ние провайдерам.
СОВРЕМЕННЫЕЛОГИСТИЧЕСКИЕРЕШЕНИЯ ВДИСТРИБЬЮЦИИТОВАРОВ
В последнее время в мире прослеживается отчетли­вая тенденция к глобализации - на рынках все больше доминируют глобальные бренды и ком­пании. Логика глобальных компаний очевидна - они пытаются развить свой бизнес за счет расширения рынков сбыта при одновременном стремлении к со­кращению затрат за счет использования эффекта мас­штаба в сферах закупок и производства. Та же тенден­ция прослеживается и в России - многие локальные компании вырастают, выходят на региональные рынки сбыта, переходят на федеральный уровень.
Поэтому и в российских компаниях при решении задачи снижения затрат на первый план выходят те же проблемы, что и во всем мире: проблемы координации управления связями в цепочке от источника снабже­ния до конечного потребителя.
Одно из следствий глобализации - централизация запасов. Так как известно, что консолидация запасов в меньшем количестве мест может значительно снизить требования к резервам. Компании закрывают свои склады и преобразовывают их в региональные распре­делительные центры (РЦ), обслуживающие большие территории.
Многие компании уже осознали преимущества централизованного управления запасами, располо­женными по всей обширной территории России. Од­нако внедрение системы РЦ всего лишь первый шаг на пути снижения затрат.
Для успешного осуществления централизованного управления запасами необходимо иметь информаци­онную систему, обеспечивающую наглядную картину всех потребностей от первого и до последнего звена цепи поставок в режиме он-лайн. Кроме того, центра­лизованные системы обычно порождают более высо­кие транспортные издержки, ввиду того, что переме­щение товаров неизбежно приходится осуществлять на более далекие расстояния.
Большие расстояния, погодные условия, действия государственных органов и т.д. способствуют росту задержек и нестабильности сроков выполнения зака­зов. Менеджеры на местах, стремясь застраховать себя от последствий этой нестабильности, подают избыточ­ные заявки, увеличивают резервы и оказывают давле­ние на центральную распределительную организацию.
Все это, конечно же, ведет к увеличению запасов и замораживанию значительных денежных средств. Увеличиваются затраты на содержание запасов и риски порчи или хищения.
Также увеличивается и время на выполнение зака­за. Многие компании, централизовавшие запасы, те­перь тратят недели на ожидание того момента, когда их продукция, хранящаяся на складах или распредели­тельных центрах, начнет поступать к покупателям.
Таким образом, снизив логистические издержки, ухудшается сервис. Многие специалисты по закупу ошибочно считают, что длительные сроки выполнения заказов и большие запасы обеспечивают им надежную защиту от любых неожиданностей. В действительнос­ти же все происходит совсем наоборот.
Одним из современных логистических решений для снижения затрат на содержание запасов и увели­чения скорости прохождения товаров в цепи поставок является применение технологии кросс-докинг.
Суть этого метода в том, что поступление мате­риалов на склад координируется с моментом отправ­ки их заказчику, чтобы они передавались непосредс­твенно из зоны поступления в зону погрузки и тут же отправлялись для доставки потребителям. Помимо сокращения запасов, кросс-докинг устраняет все виды операций, не добавляющих ценности продукту, кото­рые появляются при загрузке материалов на хранение и последующей перегрузке.
Другой путь - минимизация времени выполнения заказа. С одной стороны, каждый день нахождения товара в цепочке поставок увеличивает затраты на хранение, а с другой - длительные сроки выполнения заказов подразумевают медленную реакцию на запро­сы покупателей. Для продавца, неспособного осознать важность фактора времени в качестве критерия конку­рентоспособности или создать систему, быстро реаги­рующую на изменение рынка, издержки могут оказать­ся весьма значительными.
КРИТЕРИИВЫБОРАОПТИМАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГОПОДРЯДЧИКА
Гарантированная поставка продукции является обязательным условием для успешного ведения биз­неса. Выбрать правильный маршрут, найти наилучшее транспортное решение, надежно и вовремя доставить груз - это основы современной логистики.
От транспортной составляющей зависят многие показатели бизнеса. Это и стоимость продукции для покупателя, и обеспечение производственного про­цесса материалами, и распределение человеческих ма­териальных ресурсов компании.
Транспортировка является ключевой логистической функцией. Поэтому выбор подрядчика для осуществле­ния грузоперевозок требует особого внимания.
Миссия транспортировки: «доставлять нужный товар требуемого количества в заданное время и с оп­тимальными затратами».
Критерии оценки транспортных посредников:
• История компании, опыт работы на рынке.
• Финансовое состояние.
• Темпы развития.
• Комплекс предоставляемых услуг.
• География обслуживания.
• Компетенция и специализация компании.
• Открытость информации, доступность.
• Система менеджмента качества.
• Страхование ответственности.
• Страхование груза.
• Длина логистической цепочки. Прямые подрядчики.
• Наработанные схемы работы с предприятиями той же отрасли.
Критерии выбора способа транспортировки и вида транспорта
• Минимальные затраты на транспортировку.
• Согласованное время доставки.
• Максимальная надежность и безопасность.
• Доступность вида транспорта.
Вопросы таможенного оформления. СНГ - возможность создания внутренней транзитной системы. Использование унифицированных экспедиторских документов FIATA при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
ПРОБЛЕМЫИПЕРСПЕКТИВЫПРИХОДА ГЛОБАЛЬНЫХМОРСКИХЛИНИЙНАРЫНОК УРАЛЬСКОГОРЕГИОНА
Основные тенденции раз­вития контейнерных перевозок на Свердловской же­лезной дороге:
- общая положительная динамика роста объемов контейнерных перевозок (по сравнению с уровнем 2004 г. погрузка увеличилась на 5% и составила 1 570 тыс. тонн),
- увеличение количества перевозок грузов в 20-фут контейнерах (в 2005 г. в 20-фут. контейнерах было погружено 1117 тыс. тонн, т.е. + 10% к 2004 г.),
- прогнозируемый темп роста контейнерных пере­возок по РЖД в период до 2010 г. составляет 12-13% ежегодно.
При проведенном анализе потенциальной и фак­тической емкости контейнерного рынка были полу­чены данные, свидетельствующие о потенциальных возможностях расширения рынка контейнерных пе­ревозок:
1. Потенциальная емкость контейнерного рынка составляет на 2005 г. 5,5-5,7 млн TEU (68 млн тонн).
2. Текущий годовой контейнерооборот российских портов составил в 2005 г. 2,5-2,7 млн TEU.
Приход глобальных морских пере­возчиков на рынок Уральского региона отвечает основ­ным задачам, отраженным в Транспортной стратегии УрФО, а именно: отвечает интеграции транспортных и производственно-распределительных процессов, со­зданию мультимодальных перевозочных систем, осно­ванных на принципах логистики, и, что не менее важ­но, позволяет интегрировать транспортный комплекс УрФО в мировую транспортную систему.
Среди основных преимуществ данной интеграции можно выделить:
- создание надежных и эффективных путей транс­портировки грузов по территории России;
- возможность отправлять и получать груз практи­чески из любой точки мира, пользуясь услугами гло­бального оператора напрямую, минуя многочислен­ных посредников;
- получать информацию о местонахождении кон­тейнера как на суше, так и на море в режиме on-line.
К сожалению, в текущий момент эффективность осуществления интермодальных перевозок только стремится к желаемому уровню.
Причины, препятствующие контейнеризации пе­ревозок в целом:
- дефицит контейнерных мощностей;
- дорожная инфраструктура - как автомобильная, так и железнодорожная;
- возможности железнодорожных станций обраба­тывать растущий контейнеропоток;
- недостаток контейнеров в свободном обращении.
Недостаток контейнеров наблюдается как внутри Рос­сии, так и в портах и на терминалах.


Возврат к списку