Главная Полезная информация Обзор рынка СМИ о нас РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЗРL - АУТСОРСИНГ Логистик & Система №8 2006г.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЗРL - АУТСОРСИНГ Логистик & Система №8 2006г.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЗРL - АУТСОРСИНГ Логистик & Система №8 2006г.

Термин ЗРL (Тhird Раrty Logistics), или логистика третьей стороны, весьма специфичен. С одной стороны, он применяется для обозначения концепции покупки логистических услуг, являясь по сути синонимом понятия «аутсорсинг». С другой стороны, не всякая компания, предоставляющая логистический сервис на сторону, может назвать себя ЗРL провайдером
Владимир Макаренко Директор департамента складских программ
консалтинговой компании «А Дан Дзо»
Происхождение термина явно отражается в его формулировке с позиции клиента: сторона поставщика услуги действительно яв­ляется третьей, промежуточной, связующей производителя и потребителя. Перенять у клиента бизнес-процессы и комплекс ока­зываемых услуг, предложить ему существенно сократить и даже отказаться от внутренних, собственных логистических подразде­лений, поручить эти задачи внешним специалистам - так пози­ционируется современный логистический аутсорсинг, известный как ЗРL . Таким образом, чтобы называться ЗРL -провайдером, требуется оказывать весь комплекс услуг, необходимый для движения товара по всей цепочке поставок.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Сегодня скорее всего только эксперты помнят, что логистика в свое время возникла в связи с потребностью управлять снабжением вой­сковых операций. Большинство современных менеджеров понимают под ней в первую оче­редь транспортные услуги и, возможно, стан­дартный набор операций по складской обра­ботке товарных потоков. Специалисты в области продаж ведут речь о дистрибьюторской логистике, производственники интересуются сырьевой, а поставщики –заготовительной логистикой.
Иными словами, цепочка поставок в пред­ставлении большинства потребителей логи­стических услуг выглядит как набор неявно связанных и по-разному востребованных блоков. Некоторые компании имеют собст­венные развитые логистические службы с бюджетами в десятки процентов от годового оборота. Другие пошли по пути проведения тендеров среди внешних поставщиков логи­стических услуг, признав нерентабельность внутрикорпоративной логистики в целом ли­бо ее части. В то же время у компаний, поль­зующихся одной и той же услугой, предостав­ляемой различными логистическими опера­торами, наблюдается неопределенность. Те же организации, которые построили свою работу с одним поставщиком, зачастую ста­новятся заложниками своего выбора.
Практика движения товара в цепочке по­ставок регулярно создает ситуации, близкие по сути к форс-мажору. Требования к логи­стическим провайдерам постоянно ужесточа­ются и в кризисные моменты могут выходить за рамки договорных обязательств сторон. Как обеспечить максимальную надежность логистических операций в любой точке це­почки поставок в любое время и в любом ме­сте? Ответ на этот вопрос нужен не только потребителю логистических услуг, но и их поставщику.
С точки зрения потребителя логистических услуг эта сфера деятельности компании явля­ется затратной статьей бизнеса. Достаточно напомнить, что одним из ключевых показате­лей деятельности (КРI) директора по логистике считается стоимость обработки одной ус­ловной единицы товара. Другой не менее важ­ный КРI требует безусловного соблюдения сроков логистических операций. Стоимость услуг, надежность, компетентность, много­функциональность и гибкость - по этим кри­териям ранжируются логистические провайде­ры. Взгляд на рынок логистических услуг с позиции их потребителей позволяет понять со­ставляющие бизнеса ЗРL -провайдеров, исто­рию и коммерческую логику образования та­ких компаний.
РОССИЙСКИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ РАЗВИВАЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С МИРОВЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Концепция ЗРL - современный этап в эволю­ции логистических подходов.
Период 1970-1980 годов представлял собой время 1PL - логистики одной стороны, инсорсинга. Все задачи логистического сервиса решались исключительно собственными службами и ресурсами владельца товара. Тогда же по­явились первые представители концепции 2РL - логистики второй стороны. Они предлагали традиционный набор услуг по транспортировке товаров и управлению простейшими складскими опе­рациями.
Период 1980-1990 годов продемонстриро­вал потребителям логистических услуг пер­вые ЗРL-компании, выделявшиеся на фоне 2РL-фирм расширенным сервисным спект­ром со значительной добавленной стоимо­стью и возможностями привлечения субпод­рядчиков. На рынке сосуществовали инсорсинг, традиционная логистика и аутсорсинг, быстро завоевавший серьезные коммерче­ские позиции. В период 1990-2000 годов к рыночному логистическому портфелю добавилась концепция еще более комплексного аутсорсинга, получившая название 4РL. На рубеже XXI века клиентам начала предлагаться концепция интернет-логистики, полу­чившая название 5РL - логистика пятой сто­роны. Критерий выделения ее среди других - использование интернета как единой вирту­альной платформы для электронных средств информации.
Границы между тремя младшими по про­исхождению концепциями весьма условны, что свидетельствует об активном состоянии рынка логистического аутсорсинга. Но мож­но сказать, что качественные изменения для клиентов логистических операторов наступи­ли именно с появлением ЗРL - провайдеров. Дальнейшее развитие аутсорсинга идет по пути глобализации его задач на базе именно этой концепции. Рассмотрим ее более под­робно.
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ЗРL - ПРОВАЙДЕРОВ
Первым и очевидным критерием классифи­кации ЗРL-провайдеров принято считать на­личие или отсутствие собственных логисти­ческих активов. На российском рынке боль­ше всего операторов, имеющих реальные ак­тивы для физического распределения товар­ных потоков.
Второй критерий классификации ЗРL - про­вайдеров отражает историю их возникновения и развития. Две базовые логистические функ­ции - транспортировка и хранение - долгое время развивались в России параллельно как две практически самостоятельные услуги. Та­кими же отдельными блоками выглядели комплексы таможенных операций, страхова­ние и т. д. Поэтому современные ЗРL-компании образовывались на базе складских и транспортных операторов, фирм-поставщи­ков программного обеспечения и служб экс­пресс-доставки отправлений. Происходило взаимопроникновение, слияние специализа­ций поставщиков отдельных услуг.
Эти процессы активно продолжаются и се­годня: транспортные компании арендуют или строят собственные распределительные цент­ры, складские операторы включают в свою инфраструктуру департаменты перевозок, таможенные брокеры и экспедиторы предлага­ют услуги по доставке, хранению и комплекта­ции товарных потоков. Службы экспресс-дос­тавки отправлений представляют собой мно­гофункциональные логистические комплексы с едиными информационными потоками.
Таким образом, современные ЗРL - провайдеры прошли путь синергетического объединения специфических услуг, ранее предоставлявшихся разрозненными операторами логистического рынка. ЗРL - сервис представляет собой много­профильного консультанта, предлагающего и реализующего решения для управления це­почкой поставок. Для обозначения подобной деятельности применяется термин «контракт­ная логистика», или «контрактный провайдер». Он отражает ответственность одного ЗРL - провайдера за весь комплексный логистический сервис, переданный клиентом на аутсорсинг.
РОССИЙСКИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ
Развитие рынка российского логистического аутсорсинга идет по тому же пути, что в разви­тых странах, однако с очень заметным отстава­нием. В отечественном бизнесе представлены активные потребители логистических услуг, ведущие деятельность в мировом масштабе. Они заинтересованы в том же уровне сервиса, который они получают в США или Европе. Но пока это желание наталкивается на очевид­ные препятствия. Дефицит дистрибьюторских центров класса А, превалирующие бумажные технологии в документообороте при учете и товаросопровождении, недостатки транс­портной инфраструктуры, наконец бессистемность правовой базы по многим вопросам взаимоотношения государства и хозяйствующего субъекта - вот неполный перечень самых ост­рых проблем.
Тем не менее все больше участников цепочки поставок хотят получать требуемые сервис­ные услуги от единого оператора. Эта тенден­ция исходит прежде всего от крупных компа­ний с большими оборотами и объемами товар­ных потоков. Наиболее активные потребите­ли услуги ЗРL - это компании нефтегазового комплекса и сетевые торговые операторы в то­варных группах РМСО.
ЗРL ГЛАЗАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
Требования отечественных и международных клиентов к ЗРL-провайдерам практически идентичны, поскольку их целевые группы по­требителей, области коммерческой и логисти­ческой активности в значительной мере пере­секаются. Развитие российской законодатель­ной базы, интеграция России в международный бизнес, стабилизация банковской систе­мы, увеличение прозрачности налоговой системы создают условия для легитимности биз­нес-процессов отечественных компаний. По­этому мировая практика ЗРL - провайдеров успешно применяется и в нашей стране.
Основной функционал ЗРL - провайдера приведен в таблице. Процент ис­пользования услуги указан по данным иссле­дований 500 американских производственных компаний - участников рейтинга U.S. Fortune 500 manufacturers. Эти цифры, безусловно, не отражают фактического состояния современ­ного российского рынка, однако указывают на ряд объективных тенденций.
ЦЕННОСТЬ ЗРL - УСЛУГ
Компании-потребители услуги ЗРL однозначно определяют ее рыночную ценность следующим образом:
экономия времени: можно сосредоточиться на профильной деятельности, переключить освобождающиеся ресурсы на главные бизнес-проекты;
разделение ответственности: можно передать управление значимых блоков цепочки поставок внешним операторам, поддерживать их усилиями товарные остатки и уровень исполнения заказов;
быстрая и адекватная настройка каналов ди­стрибуции: позволяет мгновенно реагиро­вать на изменения конкурентного окружения, оперативно изменять логистику вслед за изменениями потребительских преференций;
передача вспомогательного сервиса профессионалам: можно использовать опыт, специализацию и ресурсы прямых участников цепоч­ки поставок, применять их ноу-хау и специфи­ческие технологии.
Таблица. Основной функционал ЗРL - провайдера
* Данные исследований (R. Lieb, B. Schwarz, 2001) 500 американских производственных компаний - участ­ников рейтинга U.S. Fortune 500 manufacturers.
Логистическая функция /
Процент использования услуги
1998
1999
2000
2001
Прямая транспортировка
63
68
49
61
Управление складированием
46
44
56
59
Консолидация отправок
43
40
43
49
Экспедирование
44
45
Оформление платежей за перевозки
43
53
Сопровождение грузов
33
Услуги таможенного брокера
40
41
Проектирование информационных систем
8
Выбор информационного обеспечения
8
Поддержка информационных систем
20
Выбор перевозчиков
32
33
29
43
Переговоры о тарифах
26
24
29
37
Возврат товара
25
16
21
25
Управление автотранспортом
25
18
21
20
Переупаковка, маркировка
19
27
21
25
Контрактное производство
16
10
Управление выполнением заказов
17
16
24
33
Консолидация отправок
11
11
8
10

Управление запасами

6
7
10
4
Управление процедурами заказов
5
9
5
8
Обеспечение запчастями
5
11
2
10
Консультационные услуги
37
30
25
Снабжение материалами
4
ГЕОГРАФИЯ ИГРОКОВ
Центральные офисы и стационарные сервисы ЗРL - провайдеров группируются в промышлен­ных центрах европейской части России. Предста­вительства, филиалы, дополнительные офисы от­крыты в уральско-сибирском и дальневосточном регионах нашей страны, а также во всех крупных железнодорожных, морских, речных, авто-и авиаузлах.
География логистических активов ЗРL - провайдеров в целом отражает картину товарных потоков, правда пока с явным тяготением к европейской части страны. Уже сейчас многие логистические операторы осознают необходимость расшире­ния складской базы в регионах. Однако эта экс­пансия ограничивается недостаточным развити­ем локальной логистической инфраструктуры: транспортных коммуникаций, распределитель­ных центров класса А, телекоммуникационных сетей.
Основой пакета ЗРL - услуг выступают складирование, перевозки, экспедирование, документооборот и консультации по выбору перевозчиков. По этим первичным, но не единственным признакам логистический провайдер позиционируется как ЗРL - партнер. Особо следует отметить такой непремен­ный атрибут ЗРL - сервиса, как возможность предоставления информации о нахождении товара при движении в цепочке поставок, а также сведения об этапах проводимых ло­гистических операций.
КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ РЫНКА
Ключевыми игроками на рынке логистического ЗРL - аутсорсинга считаются международные структуры, которые выросли из служб экспресс-доставки и пришли в Россию для решения задач крупных производственных и торговых компаний. Их целевыми группами являются клиенты из нефтегазовой, энергетической, телекоммуникационной, автомобильной и FMCG - областей. К таким провайдерам можно отнести, например, компании DHL и UPS. Известные в качестве поставщиков курьерских услуг по срочной доставке документов, эти операторы имеют полный управленческий, информационный и производственный пакет ресурсов для комп­лексного логистического аутсорсинга.
Среди ключевых операторов ЗРL, безусловно, присутствуют крупнейшие транспортные компании и управляющие компании собственных и арендуемых распределительных центров. Универсальность поставщиков ЗРL - услуг на российском рынке не противоречит их ис­торически сложившейся специализации. На­пример, такие операторы, как «Национальная логистическая компания» или FМ Logistics, из­вестны своими ресурсами складского хранения и обработки товарных потоков, что не снижает их статуса ЗРL провайдеров.
Большинство поставщиков ЗРL – аутсорсинга в России представлено компаниями с ино­странным или смешанным капиталом. Объяс­няется это привычными методами решения логистических задач, привнесенными иностран­ными потребителями этих услуг в Россию вслед за развитием своего бизнеса. Кроме того, клиентская история, квалификация, международ­ные логистические связи и соответственно качество и надежность услуг иностранных ЗРL - провайдеров пока еще выигрывают при срав­нении с отечественными поставщиками.
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ УСЛУГ
Статус логистического оператора как ЗРL - про­вайдера предполагает высокую клиентоориентированность услуги. Новые виды сервиса, заказанные клиентом, должны быть разрабо­таны, обеспечены и предоставлены силами ЗРL - компании или ее субподрядчиков. Вслед за рыночным спросом портфель логистиче­ских услуг расширяется, но не все доступные услуги впоследствии оказываются востребо­ванными на постоянной основе.
Требования к провайдерам в кри­зисной ситуации могут за рамки договора Так, одной из наиболее чувствительных к изменению бизнес-процессов клиента ЗРL является технология комплектации заказов на складах ответственного хранения. Глубина комплектации, строгость соблюдения прин­ципов FIFO или LIFO, в том числе и для пар­тий товара, варьируются вместе с ситуацией в каналах дистрибуции. Специальные условия маркировки, фирменная тара получателя, ка­чество штрихкодирования, комплексная предпродажная подготовка, транспортировка в особых температурных условиях, любые изменения в документообороте - все это и многое другое требует немедленной реак­ции ЗРL - провайдера.
Адекватность в перенастройке логистиче­ских процедур имеет и свои отрицательные стороны. Уникальность бизнес-процессов конкретного клиента, специфика его товар­ных потоков и требования сохранения кон­фиденциальности коммерческой информации не позволяют тиражировать методики ЗРL - провайдеров от клиента к клиенту по целому ряду услуг.
Наиболее актуальными остаются услуги в транспортной составляющей аутсорсинга в силу высокого уровня унифицированности транспортных средств, тары и погрузочно-раз-грузочных узлов. Также большим спросом пользуется внутрискладская обработка товар­ных потоков. Постоянен спрос на экспедиро­вание грузов и услуги таможенных брокеров. Такие услуги, как управление товарными запасами, управление процедурами заказов, управ­ление выполнением заказов, находятся при­мерно в середине рейтинга, демонстрирующе­го спрос на логистический аутсорсинг. Объяс­няется это неполным проникновением ЗРL - концепции в логистические стратегии клиен­тов и сохранением собственных логистиче­ских служб. В качестве примера минимального применения ЗРL - аутсорсинга можно привести такие компании, как IКЕА и МЕТRО.
Наименее развитым, по-видимому, следует считать логистический аутсорсинг в части информационного обеспечения. Внешние логи­стические консультанты чаще всего привлека­ются на этапе тендеров и внедрения корпора­тивных информационных систем. Их эксплуа­тация и поддержка является функционалом собственных IТ-департаментов компаний. Причины этого кроются в нежелании зависеть от внешних поставщиков и в требованиях к безопасности коммерческой информации.
В целом ситуацию на российском рынке ЗРL - аутсорсинга можно рассматривать как оптимистичную. Положительная динамика проявляется как в увеличении числа клиентов, выбирающих именно эту концепцию по­купки логистических услуг, так и в растущей глубине проникновения аутсорсинга в собст­венные логистические инфраструктуры ком­паний. Уровень сервиса постоянно повышает­ся, многие ЗРL - провайдеры сертифицированы по системе ISО.
Мировые тенденции
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Мировой рынок логистических услуг устойчиво расширяется на протяжении 20 лет, предлагая комплексные функциональные ре­шения: от мультимодальных транс­портных услуг к дистрибьюторским центрам со сложными техно­логиями комплектации и предпро­дажной подготовки товарных пото­ков, управлению дистрибьюторскими каналами и коммуникационными инфраструктурами, вплоть до контроля дебиторской задол­женности.
Так, по оценке Сар Gemini Ernst & Young, в период 2006-2008 годов североамериканские компании планируют передать на аутсорсинг в среднем 56% своих логистиче­ских бюджетов, а западноевропейские и азиатско-тихоокеан­ские - 81% и 60% соответственно. Эти цифры позволяют судить о глубине проникновения услуги ЗРL в собственные логистические структуры крупнейших мировых корпораций. В данной репрезентативной выборке респондентов 78% североамериканских, 79% западноевропейских и 58% азиатско-тихоокеанских компаний позиционировались как пользователи услуги ЗРL.
Концепция ЗРL постепенно обретает все большую популяр­ность в нашей стране, хотя большинство участников рынка придерживаются мнения, что в количественном отношении этот сектор пока находится на стадии зарождения. Свое мнение по этому вопросу журналу «ЛОГИСТИК&система» высказала генеральный директор «ФИЛУЕТ-Логистикс» Оксана Марковская
Что, на ваш взгляд, предполага­ет технология ЗРL? Каковы критерии отнесения компании-постав­щика логистических услуг к ЗРL - провайдерам?
Технология ЗР1_ означает предо­ставление комплекса логистических услуг - от доставки и адресного хранения до управления заказа­ми и отслеживания движения то­варов. В функции ЗРL - провайдера
входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю. Таким образом, клиент получает полный пакет всех необходимых услуг, стопроцентно от­вечающий его логистическим по­требностям.
В разговоре с клиентом мы часто приводим цитату Тома Питерса, признанного бизнес-интеллектуала: «Do what you do best and outsourse the rest» - «Делай то, что умеешь делать лучше всего, ос­тальное пусть выполнят для тебя другие». К слову, мы сами следуем этому принципу.
Какова, по вашим оценкам, доля ЗРL провайдеров в общем объеме компаний, предоставляющих логи­стические услуги? Много ли компаний можно отнести к ЗРL -провайдерам в России?
По некоторым данным, сейчас в мире насчитывается около 100 ЗРL - провайдеров, из них, по
оценкам РБК, в России работает около полутора десятка.
Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между национальными корнями компании и ее способностью стать ЗРL - провайдером?
Зачастую путь развития компа­нии в ЗРL оператора проходит через добавление к своей инфраструктуре новых услуг. Крупные иностранные логистические операторы уже прошли этот путь и стремятся к выходу на новые рынки. Именно они сейчас являются главными игроками в секто­ре ЗРL в России. Они привносят с собой совершенно новые стандарты оказания логистических услуг и тем самым способствуют развитию уровня логистики в России.
Какой спрос именно на ЗРL со стороны клиентов логистических компаний? Кто они - клиенты ЗРL - сейчас?
В услугах ЗРL в первую очередь заинтересованы крупные ритейлеры, особенно это относится к иностранным розничным сетям. Приходя на российский рынок, они желают получить сервис того же уровня, к которому привыкли в Европе, и предпочтительнее -у того же провайдера. Качество для них важнее цены, хотя и цена не на последнем месте. Кстати, уже замечено, что стоимость аут­сорсинга логистических услуг не­намного превышает затраты ком­пании на собственную логистику, а преимущества более чем оче­видны.
Как вы считаете, почему, не смотря на неудовлетворенный спрос со стороны клиентов логистических компаний, в России по­ка так невелик процент передачи логистических функций на аутсорсинг?
И концепция ЗРL, и логистические услуги ЗРL - операторов в России не очень широко известны. О них только начинают говорить, и ваш журнал, на мой взгляд, поднял очень своевременный вопрос. Помимо недостатка информации,
есть и другие сдерживающие фак­торы, например нежелание менять структуру работы компании, а так же привычка участников цепочки поставок обходиться собственны­ми ресурсами. Еще не все россий­ские потребители логистических услуг осознали необходимость ис­пользования аутсорсинга в логи­стической цепочке, однако лед уже тронулся, и все больше компаний понимают, что отлично налажен­ная логистика - это очень важное конкурентное преимущество. Сегодня все больше и больше наших клиентов разбираются в разнооб­разии логистических услуг, они от­лично представляют себе, какие именно услуги должны входить в интересующий их пакет логисти­ки, и это радует.
Можно ли сказать, что уровень развития ЗРL - сегмента отражает уровень развития логистики в стране в целом или эти показате­ли не связаны?
К ЗРL провайдеру предъявляются довольно высокие требования, и это влияет на всех участников логистической цепочки. Развитие логистики «третьей стороны» неиз­бежно повлечет за собой качественные изменения в логистике
в целом. С другой стороны, в Рос­сии сейчас лидируют иностранные ЗРL - операторы, а российский логистический сектор еще пока недостаточно развит, чтобы говорить об однозначном соответствии уровня логистики иностранных ЗРL - провайдеров общему уровню логисти­ки в России.
Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития логистического сек­тора в России в отношении ЗРL: доля этого сегмента будет увеличи­ваться, уменьшаться или останется на прежнем уровне?
Интерес к новым логистическим услугам, равно как и спрос на них, постоянно растет. Концепция ЗРL отвечает желанию руко­водства компаний переложить многофакторные риски на сторонние компании, кроме того, позволяет нашим клиентам сконцентри­ровать внимание и силы на своем профильном бизнесе, а это немаловажно. Более того, развитие ЗРL - ЛОГИСТИКИ привело к следующему шагу - появлению услуг Fourth Party Logistics (4PL). 4 PL провайдер призван решать задачи, связанные со стратегическим планированием, управлением и контролем всех логистических процессов.
ПО ДАННЫМ ЖУРНАЛА ЛОГИСТИК & CИСТЕМА № 8 август 2006

Возврат к списку