Главная Полезная информация Гарантии сохранной доставки Безопасность грузоперевозок автотранспортом - рекомендации специалистов ИнтерТрансАвто

Безопасность грузоперевозок автотранспортом - рекомендации специалистов ИнтерТрансАвто

Безопасность грузоперевозок автотранспортом - рекомендации специалистов ИнтерТрансАвто

Перевозка груза – операция, сопряженная со многими рисками
Независимо от вида и характера груза, на дороге рискуют все: грузовладелец — грузом, транспортная компания — своими активами и деловой репутацией.
Достаточно часто и первые и вторые в каком-то смысле ставят под сомнение дальнейшую судьбу своего бизнеса…
В соответствие с Гражданским Кодексом РФ и Уставом автомобильного транспорта, ответственность за вверенный к перевозке груз лежит на организаторе перевозки (обычно эти функции выполняет транспортная компания).
Перевозчик – это непосредственный исполнитель, работающий, по договору с организатором грузоперевозки - Экспедитором.
Грузовладелец может работать и напрямую с перевозчиком, минуя посредничество с транспортной компанией. В этом случае, при сравнительно небольшой экономии, собственник груза рискует остаться один на один со многими проблемами, среди которых: поломка автотранспортного средства и отсутствие возможности его замены, хищения, мошенничество, некорректно оформленные документы, отсутствие страхового покрытия и другие проблемы, в том числе организационного характера.
С надёжными транспортными компаниями таких ситуаций, как правило, удается избежать. Операторы имеют свой парк машин и работают только с проверенными перевозчиками. Ответственность таких компаний застрахована, что уже приводит к тому, что во многих случаях работает страховое покрытие (интересные подробности о страховании – во второй части статьи).
Возможности, в том числе и по материальной ответственности за принятый к перевозке груз, у таких компаний значительно шире, чем у «частников» и небольших компаний.
Рецепты безопасности для грузовладельцев
Правило номер один - работать только с надежной транспортной компанией
В настоящее время на рынке Екатеринбурга более 350 компаний, работает в сегменте грузоперевозок автотранспортом. Но если говорить о деловой репутации, качестве, сервисе, отсутствии случаев несохранной доставки, политике ценообразования и документообороте, то по-настоящему достойных партнеров не более 30.
При проведении тендера или анализа надежности действующих поставщиков услуг, будет полезна вся информация, кото­рую вы сможете получить из открытых источников: наличие сайта, положительные рекомендации, информация о компании в печатных СМИ, положительные отзывы о её деятельности на профессиональных интернет ресурсах, судебная практика (особенно если компания выступала в качестве ответчика), отсутствие записей в «черных списках недобросовестных партнеров». Следует обращать внимание буквально на всё: сколь­ко лет компания работает на рынке грузо­перевозок, какая численность сотрудников, кто является руководителем и собственником компании, фактический адрес местонахождения организации, наличие страхового покрытия и пр.
Так, например, если вы столкнулись с компанией, где функционал главного бухгалтера выполняет директор - бегите без оглядки, т.к. должного сервиса, документооборота и уж тем более гарантий сохранной доставки вы точно не получите.
Если вы работаете с транспортной компанией предлагающей условия значительно, ниже рынка, или вам не удалось получить данные о серьёзном уровне компании — это еще один повод за­думаться о порядочности и благонадёжности партнёра. Все дело в том, что на рынке много операторов, которые используют транзитные транспортные средства со стоянок и интернет ресурсов. В большинстве случаев, компании не утруждают себя проверкой благонадежности перевозчика и даже игнорируют наличие оригинала договора с ним.
Такие схемы работают, что называется, до поры до времени и кто знает кому из грузовладельцев придется оплатить своим грузом такую некомпетентность.
В настоящее время участились случаи мошенничества - пропажи транспортных средств с грузом. Отдельно отметим, что во многих случаях такое мошенничество не покрывается даже полисом страхования ответственности, а это значит, что грузовладелец останется один на один со своими проблемами, даже имея на руках решение суда.
Определить по внешним признакам такие компании бывает сложно, так как даже серьезные игроки злоупотребляют использованием транзитных машин с интернет ресурсов. Всё очень просто - есть заявка, зашли на сайт ati.su, выбрали перевозчика и в этот же день отправили его в рейс, в лучшем случае обменявшись с ним договором посредством факсимильной связи.
Подавляющее большинство компаний буквально специализируются на такой схеме работы. Обычно фирмы насчитывают в своем составе не более 3–5 человек, в свое время ушедших из «базовых» предприятий на вольные хлеба. А заодно прихвативших с собой базу перевозчиков и клиентов, формы договоров, заявок и научившихся простейшим знаниям поиска машин под имеющийся заказ.
Понятие ответственности, как и знание законодательства, у большинства таких «экспедиторов» отсутствует. При всех внешних атрибутах (договоры, заявки, небольшой офис и активный PR) реально никто и ни за что в подобных компаниях не отвечает. Впрочем, у них и опыта особого нет, потому что вопросами безопасности, финансовыми вопросами, как и вопросами страхования, уплаты налогов на базовых предприятиях занимались совершенно другие отделы.

Правило номер два — корректно составленный договор транспортной экспедиции

Очень важно правильно прописать предмет договора и ответственность оператора.
Нам известна судебная практика, когда страховые компании отказывали в выплате страхового возмещения, ссылаясь на то, что оператор заключил договор страхования ответственности экспедитора, тогда как с заказчиком фактически заключил договор перевозки.

Правило номер триправильно оценить возможные риски не сохранной доставки

ВНИМАНИЕ: Наличие полиса страхования ответственности Экспедитора - не гарантирует получение выплаты Грузовладельцем в случае утраты груза.
В настоящее время в связи с участившимися случаями пропажи транспортных средств с грузом, многие страховые компании отказываются от страхования ответственности Экспедиторов, тогда как другие ищут всевозможные уловки для отказа в выплате.
Вот почему необходимо хотя бы раз ознакомиться с условиями правил и договора страхования гражданской ответственности Экспедитора.
Особое внимание необходимо уделить следующим вопросам:
- Объект страхования
- Страховые случаи и объем страховой ответственности, в т.ч. исключения из страхового покрытия
- Последствия увеличения страхового риска в период действия договора страхования
Изучив эти вопросы, вы поймете, что сам факт наличия полиса в большинстве случаев не дает никаких гарантий получения выплаты.
Набор данных правил позво­лит вам минимизировать возможные риски по обеспечению сохранности вашего груза.

Интересные подробности о страховании

Если оценивать ситуацию сохранности груза по многочисленным рекламным проспектам, создается впечатление, что в этой области все складывается достаточно благополучно: грузы страхуют, сохранность гарантируют, а все возможные материальные потери и издержки, грузовладельцам возмещают. Между тем, ситуация, складывающаяся вокруг вопроса о сохранности груза, гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, ведь наличие страховки еще не гарантирует возмещение реального ущерба. Огромное значение имеет то, какие события могут считаться страховыми случаями, и на какие из них распространяется страховая защита. Причём от этого зависит не только сумма возмещения ущерба, но и сам факт того, что страховая компания будет его возмещать. Страховые компании предусматривают в договоре страхования множество лазеек, позволяющих при необходимости найти весомые причины для отказа в выплате компенсации.

Страхование гражданской ответственности перевозчика (экспедитора)

По условиям страхования гражданской ответственности, транспортные компании страхуют себя как экспедитора/перевозчика (а не груз!) от рисков ответственности за утрату или повреждение перевозимого имущества заказчика на основании ГК РФ и положений Устава автомобильного транспорта, которые определяют ответственность экспедитора (перевозчика).
Согласно «ФЗ о Транспортно-Экспедиционной деятельности №87-ФЗ от 30 июня 2003 года» - «…экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или порча груза произошла вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело в установленных размерах».
В стандартной формулировке правил и договора страхования ответственности экспедитора (перевозчика) обычно присутствует пункт: «… предметом страхования является возмещение убытков, возникших в результате непреднамеренной профессиональной ошибки, небрежности или упущения Страхователя и/или лиц, находящихся в трудовых отношениях со Страхователем».
Из страхового покрытия обычно исключаются убытки, возникшие по следующим причинам:
- гибель груза в дорожно-транспортной аварии;
- разбойные нападения и кражи - противоправные действия третьих лиц;
- утрата груза при неустановленных обстоятельствах и в результате обманных (мошеннических) действий третьих лиц;
- ненадлежащая упаковка, а так же нарушение норм погрузки (разгрузки) и перевозки грузов;
- нарушение правил эксплуатации транспортных средств;
- увеличения страхового риска в период действия договора страхования;
- действия непреодолимой силы или стихийного бедствия (урагана, ливневого дождя, снежной бури и т.п.);
- нарушение норм пожарной безопасности.

Данную ситуацию можно рассмотреть на примере: произошло разбойное нападение на автомобиль с хищением груза – ни перевозчик, ни экспедитор – не несут за это ответственности.
Если груз не был застрахован, грузовладелец не получит возмещение стоимости груза.
Страхование гражданской ответственности позволяет возместить Грузовладельцу причиненный ущерб, только при наличии вины экспедитора (перевозчика). Страховщик выплачивает страховое возмещение только после получения вступившего в законную силу решения суда, по которому на Страхователя (экспедитора/перевозчика) возложена соответствующая материальная ответственность перед собственником груза (истцом). При этом вопрос о выплате страхового возмещения так же решается в судебном порядке, когда истцом уже выступает транспортная компания.
Рассмотрим основные случаи отказов в выплате страхового возмещения из судебной практики:
1) Объект страхования
Транспортная компания заключила договор перевозки с грузовладельцем (выступает в качестве перевозчика), тогда как застраховала ответственность экспедитора. Многие транспортные компании не вникают в предмет договора и подписывают договор в редакции заказчика.
2) Увеличение страхового риска в период действия договора страхования
Практически все страховые компании требуют заблаговременного предоставления списка перевозчиков (на весь период действия договора – обычно год), а в случае использования перевозчика не из списка, отказывают в выплате, ссылаясь на увеличение страхового риска в период действия договора страхования.
3) Страховые случаи и объем страховой ответственности, в т.ч. исключения из страхового покрытия
- Практически во всех страховых компаниях мошенничество - пропажа т/с с грузом не является страховым случаем
- ДТП - многие страховые компании исключают данный риск в случае вины водителя;
- Кражи и разбой - противоправные действия третьих лиц - когда ни одна из сторон не несёт ответственности. Практически все страховые компании исключают данный риск;
- Нарушение правил эксплуатации транспортных средств - случаи неисправной работы т/с, в т.ч. рефрижераторных установок;
- Действия непреодолимой силы или стихийного бедствия (урагана, ливневого дождя, снежной бури и т.п.);
- Ненадлежащая упаковка, нарушение норм погрузки (разгрузки) и перевозки грузов, а так же нарушение норм пожарной безопасности.

Страхование груза

Договор страхования груза, как правило, предусматривает страхование «с ответственностью за все риски». По договору страхования данной категории риска возмещаются убытки от повреждения / гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине: от любых случайностей и опасностей перевозки.
Важно здесь и то, что согласно ст. 263 «Налогового кодекса…» расходы на добровольное страхование грузов включаются в расходы, связанные с производством и реализацией, то есть относятся на его себестоимость.
Дополнительное страхование груза приведёт к увеличению расходов на доставку, однако окупится той гарантией безопасности, которую смогут предложить операторы грузовладельцу.
Стоимость подобных услуг обычно не превышает 0,2% от заявленной стоимости груза.
Вот почему если вы перевозите особо ценный груз, то лучше застраховать его дополнительно.
Причём вы можете застраховать не весь груз, а только его часть.
Например, при перевозке мебели для ванных комнат - можно застраховать не весь груз, а только керамические изделия.

Меры по обеспечению безопасности в ООО "ИнтерТрансАвто"

Собственная служба безопас­ности проверяет всех перевозчиков, имеющих отношение к каждой отдельной грузоперевозке.
Компания работает только с проверенными перевозчиками и не использует транзитные машины со стоянок и специализированных интернет ресурсов (АТИ и т.п.).
Отношения с перевозчиками закреплены договорами, что значительно повышает их ответственность, так как каждый перевозчик зарегистрирован в качестве Индивидуального Предпринимателя и в соответствии с ГК РФ несет имущественную ответственность.
По каждому Перевозчику собирается полный пакет документов который включает в себя: паспорт, водительское удостоверение (необходимые категории), страховые полиса (КАСКО, ОСАГО), талон тех. осмотра (свидетельствует о том, что машина технически исправна!!), ПТС, Свидетельство регистрации Т/С, ИНН, Св-во о регистрации ИП, Выписку из гос. реестра с необходимыми кодами деятельности (без которых Перевозчик не имеет права осуществлять данную деятельность), Договор на перевозку груза. Необходимо добавить сюда и рекомендации проверенных перевозчиков, специальный инструктаж, регламентирующий действия водителя во всех нештатных ситуациях.
Требования по работе с транспортными компаниями других регионов у нас не менее строгие. Положительные рекомендации наших партнеров, время компании на рынке, наличие полиса страхования ответственности, полный пакет учредительных документов, дополнительная проверка в открытых и закрытых источниках...
Если на этапе сбора и обработки информации у нас возникают сомнения по уровню надежности такого перевозчика, мы отказываемся от работы с ним. Иначе говоря, мы никогда не позволяем себе ставить эксперименты над нашими Заказчиками, ни при каких обстоятельствах.
Мы никогда не беремся за работу, если не уверены в конечном результате.
Более чем, за семь лет работы компания обеспечила себя необходимым и достаточным парком ответственных, а главное надежных перевозчиков и за последние три года он не сильно изменился.
За всё время работы у нас не было ни одного случая обращения в Страховую Компанию, что подтверждается благодарственными письмами, в том числе и от СК "ЦЮРИХ.Ритейл".

Возврат к списку