1. В 2010 г. была создана Вторая грузовая компания (ВГК) — дочернее предприятие РЖД. Головной офис расположен в Екатеринбурге. Генеральным директором ВГК назначен Виталий Евдокименко. Ожидается, что доля рынка компании в грузообороте железнодорожного транспорта России в 2015 г. составит около 22%.
2. Летом 2010 г. компания «Кинетика», один из крупнейших логистических операторов Екатеринбурга, арендовала в логопарке «Пышма» 8 400 кв. м складских и 400 кв. м офисных помещений. Новый склад «Кинетики» в логопарке «Пышма» не первый в Свердловской области. На сегодня компания управляет сетью из четырех распределительных центров складов класса А общей площадью 25 тыс. кв. м.
3. Транспортно-экспедиционный оператор «Альба Марена», позиционирующий себя как грузовой дискаунтер, до конца года начнет работу в Екатеринбурге. Отметим, что сегодня компания доставляет грузы в 87 регионов — от Калининграда до Дальнего Востока. Перевозчик делает ставку на объемы: цены решено держать до 70% ниже среднерыночных.
4. В 2010-2011 гг. будет разморожено строительство шести транспортно-логистических площадок. Так, по информации Комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, за два ближайших года будут построены Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр (120 тыс. кв. м), терминал «Чкаловский», транспортно-логистический центр «Русь», логистический терминал в Кольцово и др.
5. Уральская логистическая ассоциация планирует основать на базе Уральского государственного университета путей сообщения учебный центр по подготовке и повышению квалификации специалистов логистики. Об этом сообщил президент ассоциации Николай Тушин. Напомним, Уральская логистическая ассоциация создана при Министерстве промышленности и науки Свердловской области год назад. В ее составе — предприятия промышленности, транспорта, операторы подвижного состава, экспедиторские и логистические компании.
Тренды года
1. Рынок грузоперевозок в Свердловской области постепенно восстанавливается. По итогам I п/г 2010 г. объем перевозок грузов составил 111 млн т, что на 11% больше, чем за аналогичный период 2009 г. Так, перевозки железнодорожным транспортом выросли на 21%, автомобильным — на 4%. Напомним, что особенно сильно рынок грузоперевозок просел в I п/г 2009 г. — на 25‑30%.
2. Тарифы на грузоперевозки начали расти после падения на 15‑20% в 2009 г. Эксперты отмечают, что в первую очередь это объясняется уходом с рынка множества мелких перевозчиков и износом транспорта. В сегменте железнодорожных перевозок игроки ожидают повышения цен на 15‑25%, в сегменте автоперевозок — на 20‑30%. Например, тариф 20‑тонного фургона Москва — Екатеринбург в начале 2010 г. составлял 53 тыс. руб., сейчас — около 70 тыс. руб.
3. Логистическому рынку не хватает транспортных средств. Предприятия не могут приобрести новую технику из‑за ограничений на ввоз, связанных с требованиями к экологической безопасности, а старый парк довольно изношен. О дефиците подвижного состава, особенно полувагонов, говорят и грузоперевозчики железнодорожным транспортом. Ситуация дошла до того, что, по словам Сергея Загребина, директора по развитию компании «Уралтранс», «лесники», «щебеночники», «металлисты» начинают прорабатывать схемы доставки своих грузов автотранспортом.
4. Дефицит качественных складских помещений, о котором говорили в начале 2010 г., может смениться недостатком арендаторов. О нехватке складских терминалов заговорили после 2009 г., в течение которого не было построено ни одного объекта, девять закрылись, а крупнейшие проекты были заморожены. Итоги I п/г 2010 г. обозначили обратный тренд — площади появились, в дефиците оказались клиенты. Эксперты связывают это с тем, что крупные федеральные ритейлеры так и не перенесли свою складскую логистику на Урал.
Прогнозы
Сергей Загребин
директор по развитию компании «Уралтранс»
Считаю, что к концу года мы увидим еще больший дефицит автотранспорта и очередной коллапс в декабре, когда торговым компаниям нужно будет выбирать у поставщиков плановые объемы товаров для подтверждения скидок на очередной год. Машин мало, кризис выкинул на обочину значительную часть парка малых частников. Все стоки лизинговых компаний забиты комиссионными машинами, выставленными на реализацию. В сегменте железнодорожных перевозок недостаток вагонов продлится до конца ноября, потом собственники будут пристраивать свои вагоны на каникулы и давать их на длинные, невыгодные ранее направления. Считаю вероятным, что снова станет расширяться сегмент малых автоперевозчиков. Лизинг сейчас немного интереснее, чем пару лет назад, машины есть недорогие, но, в отличие от 2007 г., авторынок будет развиваться более осторожно и обдуманно. Лишних денег нет, а тех, что осталось, мало.
Александр Волик
руководитель ГК «ИнтерТрансАвто»
Рост цен будет продолжаться, так как рынок отыгрывает свои позиции. По объему продаж компании выходят на показатели 2008 г. На рынке появится больше техники отечественного производства. Качество оказываемых услуг будет страдать, в том числе и по причине изношенности парка.
Сергей Акимов
директор «AсстрA Урал»
На наш взгляд, ситуация на рынке транспортных услуг сегодня достаточно стабильна. Наблюдается даже некоторый сезонный рост перевозок экспортных и импортных грузов, но не столь существенный, как это было в докризисные годы.
Александр Трахтенберг
заместитель генерального директора по стратегическому развитию «Лорри»
О спаде на рынке автоперевозок говорить не приходится, особенно относительно международных направлений. Не исключено, что существенно увеличатся перевозки в Казахстан как один из результатов формирования Таможенного союза, а впоследствии — и единого экономического пространства. Будет расти доля национальных перевозчиков. Крупнейшие промышленные предприятия Уральского региона станут наверстывать провал 2009 г. — резко повысится инвестиционная активность, что, в свою очередь, приведет к увеличению импортных перевозок, а следовательно, к усилению дефицита машин.
Кирилл Лычагин
директор Уральского региона DPD в России
В 2010 г. рынок грузоперевозок в регионе вернулся на докризисную отметку, а по некоторым видам перевозок и превзошел ее. В среднесрочной перспективе будут увеличиваться грузопотоки между региональными центрами, тем самым доля популярных направлений из Москвы и Санкт-Петербурга станет снижаться. Также на развитие грузоперевозок в регионе должно повлиять присоединение Казахстана к единому Таможенному союзу с Россией и Белоруссией.
ТОП-лист Методика составления ТОП-листаУчастники
В ТОП-листе участвуют транспортно-экспедиторские компании, а также логистические операторы, в структуре оборота которых доля услуги ответхранения равна или превышает 25%. В соответствии с методикой отбора участники разделены на две группы: транспортно-экспедиторские и логистические компании. Первая группа, в свою очередь, состоит из двух подгрупп: перевозка грузов разными видами транспорта и автоперевозка. В ТОП-лист включены компании Свердловской области и филиалы федеральных операторов, действующие на территории области.
Иногородние компании предоставили данные по деятельности филиала в Екатеринбурге.
Как проводился отбор участников
На первом этапе специалисты аналитической группы «ДК» проанализировали открытые источники. На основании полученных данных был определен круг компаний, которым было предложено предоставить информацию для участия в ТОП-листе. На втором этапе специалисты «ДК» разослали компаниям анкеты, в которых запрашивались конкретные характеристики деятельности. Информация, полученная аналитической группой, была перепроверена.
По каким показателям ранжируются участники
Основной ранжирующий показатель для группы транспортно-экспедиторских компаний — совокупный оборот в 2009 г., млн руб., для группы логистических компаний — оборот от складской логистики в 2009 г., млн руб.
Дополнительные показатели для ранжирования — объем грузоперевозок, т; общая площадь складов, кв. м.
Принятые сокращения
В/р — вне ранжирования, т. е. компания не предоставила данные, но входит в число крупнейших игроков рынка.
З/д — закрытые данные, т. е. предоставлены компанией без права публикации.
Н/д — нет данных, т. е. компания не предоставила данные.
Авторы
Совокупный оборот в Екатеринбурге и Свердловской области в 2009 г., млн руб. |
Совокупный оборот в Екатерин-бурге и
|
Структура совокупного оборота в Екатеринбурге и Свердловской области в I п/г 2010 г., млн руб. |
Кол-во городов присутствия
|
Кол-во штатных сотрудников в Екатеринбурге на 01.10.10 |
Город, в котором расположен головной офис /
Год основания в Екатеринбурге
| ||||
Перевозки |
Складская логистика |
Другое | |||||||
Перевозка грузов разными видами транспорта | |||||||||
1 |
«Желдорэкспедиция» Тушин Николай Андреевич |
1037
|
487 |
473 |
3 |
11 |
10 |
80 |
Екатеринбург 2001
|
2 |
«ТрансКонтейнер на СвЖД» Васильев Сергей Юрьевич |
887 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
475 |
Москва 2006
|
3 |
«Уралтранс» Тушин Николай Андреевич |
813 |
585 |
585 |
0 |
0 |
н/д |
н/д |
Екатеринбург 1992
|
4 |
«АсстрА Урал» Акимов Сергей Александрович |
240 |
100 |
98 |
0 |
2 |
6 |
27 |
Цюрих 2003 |
5 |
«Урал-Контейнер» Тушин Николай Андреевич |
238 |
248 |
235 |
13 |
0 |
22 |
150 |
Екатеринбург 1997
|
6 |
«Фортуна Транс Экспресс» Карюхин Виталий Александрович |
з/д |
з/д |
з/д |
з/д |
з/д |
2 |
130 |
Екатеринбург 2002 |
в/р |
Екатеринбурский филиал ПГК Кущенко Виталий Степанович |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Москва 2008
|
Автоперевозка | |||||||||
1 |
«Лорри» Ступак Юрий Дмитриевич |
1175 |
687 |
618 |
0 |
69 |
7 |
460 |
Екатеринбург 1929
|
2 |
«ТрансПрофи» Селезнева Елена Анатольевна |
160 |
85 |
85 |
0 |
0 |
1 |
25 |
Екатеринбург 2005 |
3 |
«ИнтерТрансАвто» Тимошенко Андрей Александрович |
51 |
32,3 |
32,1 |
0 |
0,2 |
1 |
14 |
Екатеринбург 2004 |
Логистические операторы | |||||||||
Оборот от складской логистики в Екатеринбурге и Свердловской области в 2009 г., млн руб. |
Совокупный оборот в Екатеринбурге и
|
Структура совокупного оборота в Екатеринбурге и Свердловской области в I п/г 2010 г., млн руб. |
Объем переработанных грузов в I п/г 2010 г., т |
Кол-во штатных сотрудников в Екатеринбурге
|
Город, в котором расположен головной офис
Год основания в Екатеринбурге
| ||||
Перевозки |
Складская логистика |
Другое | |||||||
1 |
«СТС Екатеринбург» Мошков Тимофей Николаевич |
254 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
170 |
Москва 1996
|
2 |
«Кинетика» Калистратов Константин Геннадьевич |
226 |
690 |
30 |
250 |
410 |
170 000 |
603 |
Екатеринбург 2007 |
3 |
«ЛогИнУрал» Гимаев Эмзар Ришатович |
144 |
77 |
30 |
43 |
4 |
63 052 |
211 |
Екатеринбург 2006 |
Перевозка грузов разными видами транспорта | |||||||||
Объем грузоперевозок в 2009 г., т |
Объем грузоперевозок в I п/г 2010 г., т |
Структура грузоперевозок в Екатеринбурге и Св. области в I п/г 2010 г.
|
Структура грузоперевозок в Екатеринбурге и Св. области в I п/г
| ||||||
Ж/д |
Авто |
Авиа |
Мультимодальные перевозки |
Перевозки собственным транспортом |
Экспедирование | ||||
1 |
Екатеринбурский филиал ПГК |
13160000 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
2 |
«ТрансКонтейнер на СвЖД» |
1 484 400 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
3 |
«Желдорэкспедиция» |
701 670 |
380 514 |
380 514 |
0 |
0 |
0 |
550 |
379 964 |
4 |
«Фортуна Транс Экспресс» |
166 050 |
236 050 |
18 000 |
175 000 |
50 |
43 000 |
45 000 |
191 050 |
5 |
«Урал-Контейнер» |
153 769 |
168 868 |
101 321 |
25 330 |
0 |
42 217 |
101 321 |
67 547 |
6 |
«АсстрА Урал» |
40 000 |
32 100 |
3 500 |
7 200 |
0 |
21 400 |
0 |
32 100 |
* В таблицу включены только те компании, которые предоставили данные по объему грузоперевозок (в тоннах).
Автоперевозка | |||||
Объем грузоперевозок в 2009 г., т |
Объем грузоперевозок в I п/г 2010 г., т. |
Структура грузоперевозок в Екатеринбурге и Св. области в 1 п/г 2010 г., т. | |||
Перевозки собственным транспортом |
Экспедирование | ||||
1 |
«Лорри» |
117 990 |
166 497 |
93 784 |
72 713 |
2 |
«ТрансПрофи» |
51 000 |
54 000 |
0 |
54 000 |
3 |
«ИнтерТрансАвто» |
19 760 |
33 500 |
2 500 |
31 000 |
Логистические операторы | ||||||||
Объем грузоперевозок в 2009 г., т |
Объем грузоперевозок в I п/г 2010 г., т |
Структура грузоперевозок в Екатеринбурге и Св. области в I п/г 2010 г., т | ||||||
Перевозки собственным транспортом |
Экспедирование | |||||||
1 |
«ЛогИнУрал» |
103 813 |
29 481 |
27 123 |
2 358 | |||
2 |
«Кинетика |
68 000 |
43 200 |
35 000 |
8 200 | |||
3 |
«СТС Екатеринбург» |
30 000 |
15 100 |
0 |
15 100 | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лидеры по складским площадям*
Общая площадь складов, кв. м |
Структура складского комплекса на 01.10.10 |
Характеристика склада |
Общее кол-во палето-мест |
Кол-во компаний-поклажедателей на 01.10.10 |
Склад | ||||
Площадь в собственности компании, кв. м |
Площадь в долгосрочной аренде, кв. м |
Тип ворот/кол-во |
Высота потолков, м | ||||||
Перевозка грузов разными видами транспорта | |||||||||
1 |
«Фортуна Транс Экспресс» |
7 000 |
0 |
7 000 |
пандус/н/д |
9 |
н/д |
45 |
г. Екатеринбург, ул. Самолетная, 102 |
2 |
«Урал-Контейнер» |
2 070 |
0 |
2 070 |
на нулевой отметке/ 14 |
4 |
н/д |
30 |
г. Екатеринбург, п. Геологов, 1 |
Логистические операторы | |||||||||
1 |
«Кинетика» |
24 928 |
0 |
24 928 |
н/д/34 |
12; 6; 6; 9 |
36 000 |
162 |
Логопарк «Пышма»; Нижний Тагил, ул. Балакинская; г. Ирбит, ул. Советская, 125; ЕКАД, 5 км |
2 |
«СТС Екатеринбург» |
20 000 |
0 |
20 000 |
автоматический/ 20 |
15 |
28 000 |
7 |
Логопарк «Пышма» |
3 |
«ЛогИнУрал» |
14 713 |
0 |
14 713 |
автоматический/ 18 |
12 |
22 068 |
34 |
Логопарк «Пышма» |
* В таблицу включены только те компании, у которых есть складские площади (в собственности или в долгосрочной аренде). 2 Без учета склада на ЕКАД, 5 км.