Перспективы автомобильных грузоперевозок Екатеринбург №11 2007г.
Журнал Екатеринбург № 11, 2007
Текст: Тимофей Михайлов
Пожалуй, самыми перспективными видами грузоперевозок эксперты называют автомобильные. Автомобильный транспорт является единственным в мире видом транспорта, способным обеспечивать доставку груза в прямом сообщении "от двери до двери" без дополнительных погрузочно-раз-грузочных операций. Четкая персонификация ответственности за каждый конкретный груз и возможность высокого уровня контроля за его состоянием и местонахождением играют решающую роль при выборе способа доставки. К тому же отправка грузов автотранспортом, особенно на небольшие расстояния, будет более экономичной, чем перевозка по железной дороге.
О насыщенности Екатеринбурга автомобильными грузоперевозками и их особенностями рассказывают специалисты транспортных компаний.
Экспертами в нашем материале выступают компании:
Юрий Ступак
Генеральный директор «Лорри»
Денис Нейгебауэр
Генеральный директор «ТрансКом»
Александр Волик
Директор «ИнтерТрансАвто»
Александр Волик: Ежегодно спрос на транс-портно-экспедиционные услуги растёт на 10%. По разным оценкам, на рынке Екатеринбурга грузоперевозок автотранспортом работает от 100 до 200 транспортных компаний (экспедиторов и перевозчиков), хотя в основной пул можно выделить не более 30-40 компаний которые делят до 70 % рынка.
Денис Нейгебауэр: Рынок автомобильных грузоперевозок стремительно развивается, клиент все чаще обращает внимание на качество оказания услуг, что способствует развитию сервиса. Во многом такая тенденция наблюдается благодаря зарубежным компаниям, которые постепенно осваивают российский рынок: они всегда очень серьезно относятся к вопросу транспортировки грузов. Сейчас все больше появляется компаний старающихся оказывать услуги комплексно. Одним из следствий этого является активное строительство в Екатеринбурге транспортно-логистических комплексов.
Как известно, через Урал проходит самый короткий путь товарооборота между Европейским и Азиатско-Тихоокеанским экономическими сообществами. Эти факторы также оказывают положительное влияние на развитие логистического бизнеса.
Александр Волик: Екатеринбург становится распределительным центром, в город приходит всё большее количество крупных компаний федерального и международного значения, растёт число компаний, осуществляющих прямые поставки.
Нельзя забывать о ряде проблем, которые сдерживают неплохие, казалось бы, темпы роста на данном направлении. Сюда относится невнятная на данный момент государственная политика, отсутствие в Екатеринбурге специализированных складских помещений, неразвитость транспортной инфраструктуры и демпинг. Именно «благодаря» демпингу происходит резкое торможение в развитии рынка автомобильных грузоперевозок. Не секрет, что, ориентируясь на желание заказчика снизить транспортно-логистические расходы, многие компании намеренно занижают цены на транспортные услуги. Как правило, это небольшие компании, автопарк которых не превышает 15 единиц техники. В результате крупные компании также вынуждены снижать цены, в итоге полученной прибыли с трудом хватает даже на обновление автопарка.
Юрий Ступак: Перевозка груза - это в первую очередь технология, которая в большинстве своем основывается на неукоснительном соблюдении соответствующих процедур, следование определенным стандартам. Вызывает только сожаление та легкость, с которой новые участники этого рынка пытаются начать бизнес. Даже существуют расчеты, согласно которым за 3,5 млн. рублей можно легко войти на рынок. Мы абсолютно уверены, что эта легкость - кажущаяся легкость-губит рынок, как в количественном, так и в качественном отношении.
Денис Нейгебауэр: Сейчас любой желающий так называемый «домашний диспетчер», может оказывать услуги по перевозке грузов. Используя демпинг, он завлекает клиентов, предоставляет некачественные услуги и ни за что не отвечает. Тем самым бросая тень на добросовестные транспортные компании. Одна из причин такой ситуации низкий порог вхождения в бизнес: достаточно приобрести стол, стул и телефон. Это способствует приходу на рынок как непрофессионалов, так и мошенников.
Александр Велик: Большое количество недобросовестных компаний в погоне за контрактом декларируют условия, которые потом не могут выполнить - это и заниженные тарифы, и низкое качество самих работ. Говорить же о каких-либо гарантиях сохранной доставки при работе с такими компаниями вообще не приходится.
Деятельность большинства логистов складывается из трех составляющих: доставка груза точно в указанное место, точно в руки и, конечно же, в согласованные сроки. В целях экономии средств, большинство заказчиков работают напрямую с частными перевозчиками и небольшими компаниями, в результате чего они рискуют стать заложниками собственного выбора.
Именно поэтому специалисты в один голос заверяют, не стоит гнаться за низкими ценами. Сэкономив незначительную сумму, вы рискуете потерять еще большие деньги, обратившись в сомнительную компанию. Из списка возможных проблем стоит выделить несколько самых основных: поломка автотранспортного средства и отсутствие возможности немедленной замены, ДТП, хищения, некорректно оформленные документы, отсутствие страхового покрытия.
Юрий Ступак: На этом рынке уже существуют, пускай и неписанные, стандарты перевозок: безусловное выполнение принятых на себя обязательств, экологическая безопасность перевозок, наличие комплекса обязательных страховок, высочайший профессионализм водителей,
ответственность перевозчика за сроки доставки груза (задержка доставки определенных грузов даже на несколько часов может привести к многомиллионным штрафам у клиента), идеальное состояние автопоезда.
Юрий Ступак: На сегодняшний день рынок внутрироссийских перевозок, к сожалению, дикий. На нем «трудятся» десятки тысяч мельчайших и малых перевозчиков, парк которых состоит из двух-трех-пяти автомобилей, аналоги которых в Европе давно уже переплавлены на что-нибудь более стоящее. К сожалению, на этом рынке правит бал стоимость перевозки; большинство клиентов никак не хотят обращать внимание на остальные составляющие перевозки, которые, как показывает, практика, приобретают все возрастающее значение.
Александр Волик: При выборе транспортного оператора на стоимость услуг, как ни странно, следует обращать внимание в самую последнюю очередь, так как политика ценообразования многих компаний находится примерно на одном уровне. А если цена значительно ниже той, которая предлагается рынком или вам не удалось получить данные о серьёзном уровне компании — это еще один повод задуматься о порядочности и благонадёжности партнёра.
Денис Нейгебауэр: Доверять свой груз, как правило, следует профессионалам, а для этого нужно предметно изучать потенциального партнера (при сотрудничестве должны складываться именно партнерские отношения): опыт работы, послужной список, гарантии качества и безопасности.